Готовый интернет-магазин на платформе Insales
Инструменты и материалы для резчиков по дереву, скульпторов, мастеровых
Само слово "фанеризм" родилось у меня спонтанно. Кто-то спросил: "Как называется всё это в рамочках?" Я и ответил: "Фанеризм". Когда интересуются, как я до этой фанеры докатился, приходится начинать издалека. Вот и начну издалека.
В далекие детские годы в каждом уважающем себя пионерском лагере был домик творчества "Умелые руки". А уважающие себя "Умелые руки" имели кружок выпиливания и выжигания. В паузах между пионерскими делами и футболом хаживал туда и я. Однако всерьёз этим не увлекся, а потом и вовсе забылось. А ещё раньше стены квартир красили, наносили валиком узор вместо обоев. Виньеточки, розеточки, цветочки, крапинки — всё это интересно было разглядывать стоя в углу или лежа в постели, например, с ангиной. Причудливо переплетаясь, детали узора объединялись в новые формы — фигуры животных, птиц, лица людей, какие то фантастические формы. И это было настолько интересно, что до сих пор с любопытством разглядываю узорчатые обои. Не поленитесь, гляньте. Тогда же, в щенячьем возрасте придумали с приятелем игру "Каля-маля": один рисует какую-нибудь невероятную фигуру, а другой, рассматривая эти каракули, пытается из них создать что-то удобоваримое... Кончилась преамбула.
Прошло лет эдак сорок. Как-то занимаясь резьбой, сильно поранил руку, мучился невероятно . Не от боли, а от бессилия — материал есть, идей — море , а делать ничего не могу. Творческий зуд одолевает. И тут на глаза попался аппаратик для выжигания, который покупал своим, теперь уже взрослым детям. Решил проверить, остались ли навыки? Оказалось, заложенное в детстве, вспоминается сразу, как езда на велосипеде.
Начал с изображения животных, позже сделал несколько портретов. Когда рука зажила, вернулся к резьбе, но фанерки стал собирать. Старую, выброшенную на свалку мебель старался не пропускать. Задние стенки шкафов, шифоньеров, днища диванов, донышки от ящиков письменных столов — это годами выдержанная фанера. Как- то заглянул за спину старому шкафу — развалюхе. На меня смотрели два живых существа! Рисунок самой фанеры был просто поразительным! Отодрал заднюю стенку шкафа, принес лист домой, очистил от пыли и грязи — домовой и вождь племени на одном листе. А как проявить, подчеркнуть эту красоту?
Сразу стало ясно, что контуры фигур надо усиливать. Краски и карандаши не годились: если слегка — бледно, если сильно — краска забирает почти всю зрительную нагрузку. А нужен рисунок самой фанеры! Обжиг?! Линию древесины можно сделать почти черной, а можно слегка бежевой!
Так появился "Домовой с посохом", слегка тонированный цветным карандашом.
Больше заморочек было с "вождем". Полгода искал подходящий кусок фанеры той же древесины с похожим рисунком для плеча "вождя", которое досталось "домовому". Перебрал свои запасы фанерок под выжигание, попались очень интересные сюжеты, на которые раньше просто не обращал внимания. Моим домашним понравилось, а меня зацепило, увлекло.
Технология проста. Взяв кусок фанеры с интересным рисунком, определяешь наиболее выигрышный вариант композиции. К сожалению, порой приходится чем-то жертвовать — лист-то один. Карандашом обозначаю главные линии рисунка, иногда допускаю своеволие и что-нибудь карандашом меняю в фанерном сюжете для пущей выразительности. Затем, не жёстко выжигаю только линии фанерного рисунка, а потом не спеша проходишь карандашные линии, соединяющие общий сюжет в одно целое.
Как только всё это проявилось, становится ясно — где затемнить, где оставить. Идут, если надо, полутона. Для этой цели у меня есть два старых аппарата: один — с короткой иглой, дающий жесткий обжиг, второй — с длинной и толстой иглой — для полутонов.
Считаю высшим пилотажем, когда на глаз нельзя определить, где естественная линия фанерного рисунка, а где подрисовка. И вот, что замечательно, каждая такая картинка или, если хотите, произведение — неповторимы, единственное в своём роде творение природы.
Кстати, о самой фанере. Приобретать фанеру в магазине мне не доводилось и не вижу в этом смысла. Там она стоит или лежит в толстых пачках по 20 - 30 - 40 листов 150x150 см. Вы и сами поймете, что делать картинку, пусть даже 60x60 см, выпиливая её из листа 150x150 см., нерентабельно. Вот если рисунок будет хорош по всей площади листа, тогда позовите посмотреть на это чудо природы.
Вот пока, пожалуй, и всё. Успехов, удачи, интересных находок и решений! Да увидит смотрящий, а дорогу осилит идущий!
Сергей Крыжановский
2007 г.
Перечитал еще раз статью, сверстал, потянулся было к кнопке "Опубликовать на сайте", и, чувствую — чего-то не хватает. А не хватает в этой замечательной статье ощущений зрителя. А поскольку я был и зрителем, и собеседником, то позволю себе поделиться с читателями своими впечатлениями от общения с автором и его произведениями.
Первое. "Фанеризмы" Сергея гораздо глубже и содержательнее, чем кажется на первый взгляд. То есть, смотреть на работы нужно не то чтобы тщательно и внимательно… Например, поднимитесь на верх статьи, посмотрите еще раз на домового с посохом. Видите, у правого уха домового сидит сова? А может это вовсе и не сова, а такое ухо? Не знаю как вы, а я сразу и не заметил...
Второе. Мнение автора не обязательно совпадает с мнением зрителя.
На этой картине фрагмент, расположенный ровно по центру представился мне большим пальцем левой руки пожилого мужчины, отодвигающего штору, и я сказал: "да это же подглядывающий!". Сергей спросил: "а может быть это не палец, а еще одна женская грудь?" Спорить не стали и назвали фанеризм — "Подглядывающий".
Третье. Автор видит несколько больше, чем неискушенный зритель.
Я сказал: "Чужой!". Сергей сказал: "Тропинка для ума, очерченная интуицией. (с) Казимир Малевич". Я увидел лицо инопланетянина, пальцы и лапы-щупальца, …и все. Сергей обратил мое внимание, что пальцы и щупальца вырастают из дерева, а справа от существа спокойно дремлет второе существо, вытянутое и плоское (по секрету для наблюдательных — по всей высоте картины).
Четвертое. Лист фанеры может содержать одинаковое послание от природы с обоих своих сторон. (Представьте как устроен лист фанеры!) На одном листе фанеры, с разных сторон — старики:
Пятое. Автор умеет так переплести понятия, образы, сучки и волокна, что фанеризм становится подобен бесконечной ленте Мёбиуса. Например, цветок "ирис" имеет альтернативное народное название — "петушок". Встречайте авторитета: "Ну что, петушки-касатики?!"
Шестое. Если замысел автора сразу не понятен, то на фанеризм нужно смотреть особенно тщательно и внимательно:
Посмотрите: чего это крыса полезла? (фанеризм называется "…а мне летать охота..")
Помните, как великий полководец Александр Македонский отбирал в своё войско лучников? Он показывал кандидату яркую звезду в ковше Большой Медведицы, и спрашивал, почему эта звезда называется Мицар (конь). Если кандидат восклицал: "вижу рядом звезду-всадника!", то он становился лучником. Потому что рядом с Мицаром находится ма-аленькая звездочка под названием Алькор (всадник) и не каждый глаз мог ее разглядеть.
Так ведь птицы летят наверху, видите? Косячком летят.
Седьмое. Впечатляет!