Готовый интернет-магазин на платформе Insales
Инструменты и материалы для резчиков по дереву, скульпторов, мастеровых
Бивень мамонта (или куски, фрагменты бивня мамонта) бывает разного качества. Из более трещиноватого изготавливают нэцке, шахматные фигуры. Из сильно трещиноватого - бижутерию.
Скульпутра изготавливается из цельных кусков, у которых нет практически трещин. Такое вот полено является материалом для резчика-скульптора по бивню мамонта.
Бивень мамонта отлиается от другой кости не только тем, что он залегал десятки тысяч лет в мерзлоте, труднодоступен, редко встречается (лишь в некоторых областях - в Якутии, в Канаде, на Камчатке), - он еще отличается богатейшей политрой красок.
Вот здесь в полиэтиленовом пакетике я храню очень ценный цветной бивень, коричневого цвета. В данном случае у него среднекоричневый цвет, переходный от светлого к среднему. Бывает даже темно-шоколадный бивень мамонта.
Этот бивень ценен тем, что здесь по всей толщине, на большой глубине он однородного цвета. Такое очень редко встречается, обычно бивень коричневого цвета очень трещиноват, из него невозможно делать скульптуру. В данном случае он пригоден для элементов тела, как например, в моих фигурах музыкантов и спортсменов.
Бивни хранятся в полиэтиленовых пакетах, потому что кость боится сквозняков, колебаний температур, влажности - все это повышает риск трещинообразования.
Начнем с двитгателя - ШМ (шлифмашина, которая используется в зуботехнической отрасли). Очень надежная машина, работает уже более 20 лет. Двигатель двухскоростной. Небольшая мощность по потреблению - 180 Ватт - и очень мощный крутящий момент. Здесь используется мультипликация - пассиком соединяются два шкива, пять к одному. Таким образом, 3000 обротов преобразуются в 15000. Это позволяет обрабатывать материал крупными фрезами. Фрезой 20мм в диаметре можно превратить 4-5 кг материала в заготовку в течение двух часов.
Второй двигатель. Рукава выдерживают более высокую скорость - до 25000 оборотов. Педальное управление скоростью.
Инструмент в выдвижных ящиках - большой победитовый конус, 5-миллиметровый цилиндр, шарики разных диаметров, игла-шабер, заточной алмазный спеченый круг, барабанчики со шлифшкутркой и другие наконечники. Наконечники соединяются с двигателем через гибкий рукав.
Очень важно при резьбе, чтобы центровка не нарушалась - биения не должно быть. Далее в мастеской тиски, точило, мини-машина, набор боров, резинок, абразивов.
Для резьбы бивня нужны два основных фактора. Это научится резать, обрабатывать, то есть изучить все технологические процессы обратоки материала. И способности к творчеству. То есть можно научиться резать идеально, шлифовать, полировать, но не научиться делать скульптуру живой. Это важнейший фактор, он не зависит от инструмента. Человек, который к этому склонен может работать в общем-то в любом материале.
О таланте и способностях - отдельный разговор. У меня точка зрения механистическая. Я считаю, что человека можно всему научить, просто талант - это скорость обучения, восприятия информации. Любой человек может стать Бетховеном, но для этого мне бы, например, понадобилось несколько тысяч лет...
Другой вопрос в том, что сама система обучения может проводиться талантливо, и если правильно подойти к этой системе, то человека можно научить быстрее. Мне повезло с учителем - он смог в короткое время передать мне основные принципы создания скульптуры, и я не считаю себя талантливым или гениальным, но мне кажется, что я их понял, стараюсь воплощать их в жизнь, иногда получается.
Резьба начинается с выбора куска. Здесь есть несколько направлений. Заказчик может дать какие-то материалы, и тогда выбор куска бивня соотносится с требованиями заказчика. Когда заказа нет, то сам выбираешь какой-то интересный кусок, ищешь в нем форму.
Когда есть уже какой-то образ, он исполняется в пластилине, рисунках. Потом из этого делаются шаблоны - спереди и сбоку. По шаблонам делаются грубые съемы большими фрезами.
Когда бивень идет в работу, он находится в экстремальных условиях, потому что холодный воздух вытяжки и нагрев от фрезы создают разность температур. Поэтому очень важна скорость резьбы. Важно как можно быстрее снять основной массив и вместе с тем снять внутренне напряжение, накопившееся за десятки тысяч лет залегания бивня.
После грубой идет средняя обработка - фрезы примерно 5-6 миллиметров диаметром. Уже вырисовывается нечто более близкое к результату, и уже дотрагиваешься до поверхности изделия.
После них идут уже мелкие зуботехнические боры различных конфигураций.
Когда фигурка вырезана, она шлифуется. Для этого есть специальные барабанчики, в которые вставляется шкурка. Я использую два вида - для грубой и тонкой шлифовки.
Далее тонкими ручными инструментами наводятся линии пересечения граней, линии глаз, пальцы, другие мелкие детали.
После подводки и шлифовки идет полировка. Если поверхности большие и фигура большая, обтекаемая, то можно шлифовать на большом тряпичном кругу. Он набран из нескольких десятков обычных ситцевых кругов, надевается на ту же машину ШМ с обратной стороны.
Конечно, когда есть внутренние объемы, таким кругом полировать невозможно, применяются небольшие фетровые кружки и конусы. Они вставляются уже в мини-машину. Я использую два типа паст для полировки. Фетровым кругом набирается паста на оборотах в два раза меньших, чем нужно для резьбы - 7500.
Полировка - очень сложная операция. При неправильной полировке, например при большом давлении или длительном прижатии, образуются ожоги. Есть ожоги коричневые (желтовато-коричневые), которые проходят неглубоко - на 0.1-0.2 мм - все же их нужно снимать. Есть ожоги белые, которые уничтожают пигментацию не только поверхностного слоя, но и заходят очень глубоко. Фетровый круг наиболее безопасен в этом плане.
После полировки нужно как можно быстрее удалить налет от полировочной пасты растворителем - скипидаром или уайт-спиритом с помощью щёток.
Затем последний этап - нанесение декора. Используется самый тонкий инструмент - обратный конус, иголка, скальпель, различные штихеля. Наносится рисунок на полированную поверхность, который обогащает вид изделия.
На дверцах шкафчика передо мной - рисунки по той теме, которой занимаюсь на данный момент. Желательно было бы иметь экран, и более оперативно менять картинку. Но это дело времени.
Cлева от моего рабочего места находится зеркало. Оно помогает определить ошибку в симметрии фигуры.
В этой же зоне находится фотолаборатория для съемки готовых изделий. Использую выдвижной экран. Оборудование фото-лаборатории - осветительная аппратура, тренога, вертушка, весы.
Выше на полке расположена литература, рабочие папки
На тумбочке у зеркала - календарик, где я записываю планы, сроки. два контейнера с канцелрскими инструментами.
Бинокуляр - основное оптическое орудие, со сменными стекалами.
Поскольку стружка является органическим соединением, попадая в легкие, не выводится оттуда, нужно себя обезопасить.
Работаю над ящиком - это начало вытяжной вентиляции. Здесь сеточка, дальше идет труба, воздуховод идет к улитке, которая выбрасывает отработанную стружку через отверстие в балконной двери в ящик на балконе.
В ящике находится мешок и несколько обратных клапанов на выходе. То есть, практически,
из этого ящика выходит чистый воздух. Мешок вытряхивается, вымывается и ставится
чистый или новый. Для этой же цели служит респиратор со сменными патронами,
который одевается несмотря на вытяжку, потому что при смывке, например, пары
скипидара очень существенно влияют на дыхание, а также пыль от абразива и пасты,
попадая в легкие, вызывает раздражение и кашель.
Тумбы, на которых находится двигатель и вентоборудование - на резиновых амортизаторах. Они отсоединены от рабочего стола. Это обязательно для предотвращени влияния вибрации на руки.