Готовый интернет-магазин на платформе Insales
Инструменты и материалы для резчиков по дереву, скульпторов, мастеровых
Если есть желание и немного таланта, то можно научиться всему. Я просто хочу показать, на примере своей работы, как я это делаю. Прежде чем начать резать и украшать приклад ружья, нужно мысленно представить, что ты или твой заказчик хотел бы на нем увидеть. Первым делом придумываем эскиз резьбы и всечки на прикладе (ложе), но сначала надо знать, что будет делать гравер на металлической части ружья-коробки и согласовать с ним орнамент, вставки, животных.
Ну вот, эскиз составлен и переведён на ложу.
Там где эскиз орнамента и всечки симметричен, всё должно быть ровно на одном уровне. Теперь можно прокалывать и канавку под всечку. Всечка делается серебром, протянутую в проволоку диаметром 0,47 мм., а затем вальцами прокатанная до толщины 0,24 мм., при ширине 0,76 мм. Прокол всечки я начинаю прямой стамеской на глубину 1 мм. и по мере закручивания завитка постепенно меняю большой радиус стамески на меньший.
Закончив с прорезкой, начинаю всекать уже подготовленную серебряную нить в канавку. Здесь ничего сложного, главное направлять и предавать серебряной нити направление завитка канавки.
А там где всечка пересекается с канавкой, тоненькой стамеской пересекаю серебряную нить и продолжаю закручивать спираль завитка. В конце спирали нить аккуратно обрезаю и забиваю метал вровень с деревянной поверхностью. Сопряжение всечки - это когда из одной нити выходит один или несколько завитков. Чтобы сопряжение получилось плавным, кончик серебра расплющиваю молотком на металлической поверхности. Прямой стамеской обязательно поправляю канавку, где расходятся нити (сопряжения) и вставляю проволоку вплотную к уже вставленному завитку, закручивая спираль другого завитка. Когда серебро всёк, надфилем зачищаю метал с деревом добиваясь ровной поверхности. На этом этапе всечка серебром закончена.
Прокол под резьбу, или плетёнку, или под растительный орнамент я делаю глубже приблизительно на 3 мм. Начинаю с прямой и постепенно переходя к стамескам разного диаметра. Но чтобы добиться симметрии орнамента, стамеской делается прокол сразу двух одинаковых элементов или части этих элементов.
Переходим к растительному орнаменту, который уже проколот и начинаем выбирать узенькой стамеской фон. Глубина прокола и определит высоту резьбы над фоном для последующей обработки.
После всечки серебром переходим к инкрустации костью. Но сначала из костяных пластинок толщиной до двух миллиметров я выпиливаю лобзиком листики, цветочки, птиц, которые есть в этом эскизе. После опиливаю их надфилем, придавая вставке из кости окончательный и ровный контур, как на эскизе. Каждый элемент вставки помечаю на рисунке, чтобы знать, откуда и куда его вставлять.
Теперь перехожу к инкрустации. Беру выпиленный цветок и прикладываю на ложу, как нарисовано на рисунке. Придерживая вставку надфилем, острым карандашом обвожу контур вставки. Карандаш будет лучше виден, если предварительно на тёмный орех нанести что-то светлое. Я пользуюсь пылью от перламутра.
Начинаю прокалывать контур прямой узкой стамеской на глубину вставки, но не по карандашу, а чуть ближе внутренней части. Почему? Да просто при проколе, стамеска теснит край и расширяет проём.
Беру узенькую стамеску и выбираю внутреннюю часть под вставку. Делаю это из середины, чтобы не замять края ореха с наружной части вставки и сохранить их ровными.
Место под цветок выбрано и аккуратно вставляю элемент на место. Если элемент не входит сразу, то подрезаю край, который мешает. Усилий я не прилагаю, чтобы не сломать вставку, а постепенно подгоняю элемент по месту. С опытом можно увидеть оттиск карандаша на внутреннем крае посадочного места, - это след вставки на внутренней части углубления, он и показывает где надо подрезать проём.
Когда всё подогнано, и вставка сидит глубоко, я вынимаю её и сажаю на клей ПВА. Промазав дно и внутренние края проёма клеем, я вставляю элемент из кости на уже определённую глубину без лишних усилий, так как клей на водной основе, то края древесины набухают и обжимают вставку.
Но сразу оговорюсь, если при подгонке щель между вставкой и орехом большая и она может и не затянуться, некоторые мастера замазывают щели клеем, смешанным с древесной пылью, но поверьте мне, при олифовке это выделиться чернотой и будет некрасиво.
Всё, вставка из кости на месте, клей высох, и я смело надфилем защищаю кость вровень с поверхностью ложи. Конечно, чем сложнее вставка, тем аккуратнее должен быть подход к работе, а это зависит от опыта мастера.
Закончив с инкрустацией, я перехожу к отделке резьбы. Резьба у меня плоскорельефная с выбранным фоном, а буду я резать плетёнку на рукоятки ложи. Она уже проколата, и первым делом обнижаю край плетения. Теперь выделен край рукоятки и фрагменты лиственного орнамента.
Прямой стамеской я подрезаю плетёнку, которая ныряет вниз. Здесь всё очень просто, но надо набраться терпения, чтобы всё было аккуратно и не просматривались грани на плетёнке от стамески. Маленькие ромбики фона я мотуарю, но об этом позже.
Уголком прорезаю середины лиственного орнамента, чтобы в дальнейшем полукруглой стамеской придать листу форму.
Направление стамески зависит от направления волокон древесины. Но в данном случае ложа выполнена из комеля и направление волокон здесь хаотично, приходиться подстраиваться.
Теперь переходим к разделке растительного орнамента на ложе. Уже по отработанной технологии я прямой стамеской подрезаю места пересечения завитков.
Далее уголком прорезаю канавки в середине лиственного орнамента и в сопряжениях завитков.
Это делается для того, чтобы полукруглой стамеской при разделке резьбы было удобно делать плавные переходы. Внутреннюю часть завитка я прохожу полукруглой стамеской небольшого диаметра. С наружной стороны, я закругляю прямой.
После того как резьба разделана нужно заняться фоном. При выборке остаётся некрасивый фон, тем более на комеле. Чтобы его вычистить и сделать ровным это очень долго и кропотливо, да и нет смысла. Лучше всего выделить резьбу орнамента - промотуарить фон.
Мотуар можно сделать из обыкновенного гвоздя, на конце которого сделать острую, мелкую насечку.
Мотуаря фон, я сравниваю мелкие неровности поверхности, и растительный орнамент резьбы немного поднимается.
У меня два мотуара. Один побольше - для больших участков, а другой плоский - для узких мест.
Ну вот, с резьбой я разделался, осталось главное. На что всегда обращают внимание - это сценка. Она является важным украшением ложи и говорит о принадлежности изделия к охотничьей тематики. Сценка "Собака с уткой" уже предварительно была проколана и выбрана.
Я начинаю с заднего фона. Обозначаю уголком стамески контуры растительности берега пруда, и ещё раз выбираю, но уже сам пруд. Не надо слишком углубляться, достаточно 4 мм. в центре, а ближе к краю 1,5 мм. Слишком глубоко - получится яма, а для того чтобы показать объём достаточного и того, что я выбрал.
На сценке обнижаем детали, которые ближе к заднему плану.
Постепенно снимая стружку, вырисовывается тело и морда собаки. Шаг за шагом и уже видны мелкие детали сценки.
Это, конечно, смотрится грубо, но я всё больше уделяю времени зачистке проработанных деталей. Следов от стамесок не должно быть.
Ну вот, вроде и всё, сценка, да и вся ложа с цевьём готова. Все ровные поверхности ложи зачищены мелкой наждачной шкуркой. Но есть одно но: нужно защитить всю резьбу и ложу от влаги, ведь с этим ружьём будут ходить на охоту!
Для этого я покрываю всё ложу натуральной олифой и не один раз. После каждой олифовки, когда олифа впитается и подсохнет, вся ровная поверхность защищается мелкой наждачкой. Это делается для того, чтобы снять тонкую плёнку олифы и открыть поры древесины для нового слоя пропитки. Делается это до тех пор, пока древесина перестанет впитывать олифу.
И последнее - заполнение пор ореха воском и полировка. На этом отделка закончена. Она считается качественной, если при прикосновении рукой к ложе не ощущается налёт воска и липнущий слой олифы. Только гладкое, скользкое и тёплое ощущение древесины, только после этого я скажу: "Вот и всё!"
Заканчивая свой мастер-класс, я хочу поблагодарить руководителя сайта, за возможность рассказать и показать как я это делаю. Конечно же, кто-то делает по-своему и это их право. Можно ещё придумывать и усложнять, но в любом случае в свою работу мы вкладываем умение, талант и душу. В каждой сделанной мною работе есть частичка и моей души.
С уважением ко всем, кто своими руками создаёт чудо!
Валерий Простянкин.