Готовый интернет-магазин на платформе Insales
Инструменты и материалы для резчиков по дереву, скульпторов, мастеровых
Сергей Ц.
Александр Романов
Целый год я читал статьи других резчиков по дереву в Интернет-журнале «Резбадерево», и всё думал, где же они находят новые темы. Казалось бы, уже столько всего про всё написано, что можно выпускать отдельную книгу по резьбе. А они всё пишут, и пишут… Вот и я наконец-то решил что-нибудь эдакое написать, чтобы не быть белой вороной, но ничего путного для солидной журнальной статьи так и не придумал. Поэтому и название у неё какое-то неопределённое.
В общем, после долгих раздумий, решил я написать статью про свой извилистый творческий путь и про творческую организацию художников-инвалидов «Арт-Гомер», соучредителем которой я стал несколько лет назад. Кстати, для тех, кто не в курсе, сообщаю, что сам я тоже являюсь инвалидом по зрению 1 группы, то есть тотально незрячим человеком. Таким образом, вся моя дальнейшая статья будет так или иначе пронизана именно этой спецификой физического недостатка.
У людей несведущих сразу возникнет вопрос, а может ли быть абсолютно незрячий человек резчиком по дереву или художником. И я сразу отвечаю - может!..
На этом вступительная часть моей маленькой статьи закончена. И если данная тема вас не заинтересовала, то смело переходите на другую страницу Интернет-журнала. А всем остальным я говорю: «Привет!»
Ну а теперь по сути...
Начну, пожалуй, с того, что с раннего детства, когда я ещё видел весь мир в его цветном многообразии, я мечтал стать художником. То есть не просто художником-оформителем, а самым настоящим живописцем. Хотя в том же детстве рисовать красками я почему-то не любил, предпочитая карандашную графику.
А ещё я любил строгать деревяшки, вырезая из них кораблики, и делать из витых корешков причудливые композиции, хотя в то время даже понятия не имел о том, что такое резьба по дереву и корнепластика. Но, видно, ещё тогда для меня это был какой-то творческий сигнал свыше.
Однако, в 15-16 лет, после несчастного случая и потери зрения, мне пришлось на некоторое время забыть о своих детских увлечениях и заняться другим видом творчества. Так я начал писать стихи и рассказы. Но это уже совсем другая история…
А вот о том, как я вернулся к прикладному творчеству и художественному искусству, я вам сейчас расскажу.
Кентавр
Когда мне исполнилось 18 лет, я отправился в Волоколамский центр реабилитации и профессиональной подготовки незрячих на отделение резьбы по дереву. Вот там меня и научили пользоваться ножами и стамесками в состоянии полнейшей внутренней темноты. А уж сколько пальцев я там себе изрезал, пока учился работать новыми для меня инструментами, это ни в статье описать, ни в уме сосчитать.
Иной раз, за один день умудрялся порезать все пять пальцев на левой руке и ещё пару пальцев на правой. А всё потому, что зрячие резчики держат стамеску за рукоятку правой рукой, а пальцы левой не подставляют под лезвие инструмента, пользуясь для определения места среза своими глазами. Но мне и таким же как я резчикам, приходилось держать стамеску непосредственно за лезвие, иногда выставляя указательный палец на острие лезвия для определения толщины срезаемой стружки, и одновременно пальцами левой руки нащупывать место для следующего среза. А поскольку работать хотелось побыстрее и стамеска периодически срывалась, то и пальцам нашим за это серьёзно доставалось.
Венера, рожденная из раковины
У нас в мастерской даже была такая шутка, что мол, пока ты палец первый раз не порезал, ты не можешь считаться даже начинающим резчиком. Однако, всё это мы пережили, и ничего, пальцы у меня пока на месте…
Короче говоря, учился я на резчика в том центре пять месяцев, и получил за это диплом с отличием. А так как педагогом резьбы по дереву у нас был настоящий профессионал, то видать не зря я получил такую бумажку. И восемь лет спустя, в 2006 году, в глазах моего учителя я этот диплом полностью оправдал, когда занял первое место в своей номинации на международном конкурсе народного творчества инвалидов «Филантроп». Я стал первым и пока единственным лауреатом этой премии из всех выпускников Волоколамского центра, окончивших курсы резьбы по дереву. И говорю я это не для хвастовства, а для констатации фактов, чтобы некоторые товарищи не думали, будто на международном конкурсе «Филантроп» звание лауреата раздаётся всем желающим. Лично я добился этого только с третьей попытки, то есть через шесть лет, после подачи первой заявки на участие.
Возможно, уровень и качество моей резьбы и обработки не соответствуют общепринятым идеалам данного вида творчества, но если делать честную скидку на соответствующие обстоятельства создания резного изделия, то все имеющиеся недостатки покажутся пустяками. Однако, я никогда не просил и не буду просить в дальнейшем о подобных скидках. Я занимаюсь резьбой уже 10 лет, но всё ещё продолжаю учиться у более опытных мастеров, в том числе и у мастеров сайта. И возможно когда-нибудь я перестану допускать ошибки в своей резьбе.
Итак, после учёбы я вернулся домой и всецело погрузился в мир резного творчества, повторяя пройденный этап обучения в центре, начиная с простых ложек и заканчивая сложными картинами – барельефами.
Вас, наверно, интересует сам процесс незрячей резьбы. Каким образом мне удаётся сохранить объём, пропорции и пластику? Как мне удаётся вырезать, не видя при этом ни заготовку, ни того, что должно получиться в итоге. Ведь никакими эскизами я не пользуюсь, а от пластилиновых макетов уже давно отказался. И не потому, что они для меня бесполезны, а потому что свой замысел я постоянно держу перед мысленным взором, как объёмную мыслеформу. Я фактически вижу будущее изделие в своём воображении, и эти работы мне даже иногда сняться.
Александр Романов за работой
Кроме того, ощупывая находящееся в процессе резьбы изделие, я «вижу» пальцами все его достоинства и недостатки, бугры, порезы и древесные заусеницы, после чего стараюсь их устранить.
Единственное изделие, для которого я использую вспомогательное средство, это деревянная ложка. Чтобы обрезать её заготовку по контуру и соблюсти симметрию двух сторон, мне сначала приходиться вырезать из бумаги шаблон, который крепится кнопками к доске или деревянному брусочку. Ну, а потом уже дело техники и наработанной методики. А поскольку пользоваться электролобзиком или другими электрическими приборами для меня небезопасно, то всю работу от начала и до конца приходится делать в ручном режиме, пока семь потов не сойдут. А потом меня ещё ждёт самая нудная работа, которую мало кто любит. Это шкурение и шлифовка изделия наждачной бумагой, и никаких тебе тут электроштучек со специальными насадками.
Кстати, если хотите получше меня понять, то закройте глаза и возьмите в руки деревянную заготовку и стамеску. Интересно, через сколько минут вы порежете себе палец, и через сколько минут вам захочется открыть глаза и посмотреть, что вы там навырезали.
Возможно, для вас этот опыт покажется бесполезным. Зато, долгими зимними вечерами, какая могла бы у вас быть экономия электричества!.. Представляете?
В 2002 году я устроился на работу в Клинский центр реабилитации инвалидов на должность инструктора по труду. Таким образом, я сам стал учить других инвалидов, в том числе и незрячих, резьбе по дереву. К сожалению, ни один из моих учеников разного возраста и пола, по объективным или субъективным причинам, не добился тех же творческих успехов, что и я. Но, значит, это и впрямь не каждому дано. Не каждый может сидеть по 8-10 часов в день за верстаком, терпеливо трудясь над своим изделием. Не каждый обладает живым творческим воображением и полётом фантазии. А ведь это и есть главные факторы творческого успеха.
Что же касается меня, то в период своей учёбы в Волоколамске, я не выполнил практически ни одной работы по чужим шаблонам или предложенным мне темам и формам. Первую же ложку я переделал по своему до неузнаваемости, но она от этого не стала хуже первоначального образца. Позже преподаватель предложил мне вырезать ковш в виде утки, но я вырезал его в виде лебедя, а вместо квадратного или прямоугольного штофа, я вырезал штоф в виде маяка. Именно поэтому большинство моих резных работ отличаются авторской оригинальностью и неповторимостью. Именно поэтому я считаю себя не просто мастером–исполнителем, а художником резного дела, чего и вам желаю. Это особенно касается начинающих резчиков.
Ну а по поводу настоящих художников–живописцев речь пойдёт дальше.
Вместе со мной в Волоколамском центре на резчика по дереву учился ещё один человек - Сергей Ц., который помимо резного творчества увлекался ещё и художественным искусством. Мы с ним общались, как коллеги, но особой дружбы у нас не было.
Однако, в конце 2003 года Сергей неожиданно связался со мной и предложил включиться в создание творческой организации незрячих художников под названием «Гомер».
Как известно, Гомер - древнегреческий поэт, сказитель, песенник создал два всемирнозначимых шедевра «Илиаду» и «Одессею». Художники, поэты, писатели, скульпторы, драматурги, философы всех времен и народов, опирались в своем творчестве на Гомера. Гомер вдохновлял и до сих пор, спустя три тысячи лет, дохновляет всех, кто приобщился к такому чудесному ремеслу, которым является художественное творчество. Остается еще добавить незначительный, но может быть очень характерный штрих: Гомер был слеп.
Разумеется, после такого предложения, я сразу согласился вступить в ряды будущих гомеровцев, и уже в начале 2004 года мы созвали первое учредительное собрание нашей организации.
Так 4 января 2004 года возникла региональная творческая общественная организация инвалидов «Гомер». Учредителями были люди с особенностями физического развития, активно занимающиеся разнообразными видами творчества (живопись, графика, скульптура, объемная резьба по дереву, корнепластика, керамика, художественная фотография, литература, поэзия, музыка, драматургия, сценическое мастерство и др.) и люди готовые помогать и творчески сотрудничать согласно уставным положениям.
Организация поставила своей задачей выявление и приём в члены организации людей, занимающихся творчеством, информирование их о целях и задачах объединения, проведение мастер-классов, создание и демонстрация сценических постановок и других акций, привлечение внимание СМИ к деятельности организации через средства информации ВОС и общественные СМИ бумажного и электронного формата, создание собственного сайта в Интернете для пропаганды творчества членов организации.
В течение 2004-2005 гг. члены РТООИ «Гомер» приняли участие в нескольких совместных выставках в различных Московских музеях и художественных галереях, что вызвало живой отклик посетителей и средств массовой информации.
Между прочим, именно благодаря встрече с другими незрячими и слабовидящими художниками нашей организации, я вспомнил о своей детской мечте стать художником–живописцем. И тогда я подумал, если другие могут писать картины, то почему я не могу попробовать сделать то же самое, используя собственный метод рисования.
Для этого мне пришлось разработать специальную технологию трафаретной живописи. Эта технология на первый взгляд довольно проста, но в то же время требует образного мышления и аккуратности исполнения.
Сперва на закрашенный определённым цветом фон холста я накладываю вырезанный из бумаги трафарет нужной мне формы и закрашиваю пустое место нужным мне цветом или оттенками масляной краски. А работать приходиться пальцами, чтобы ощущать края трафарета и не оставлять прорехи. Потом я жду несколько дней, пока высохнет краска, и закрепляю на холсте булавками другой трафарет. Но их может быть и несколько, в зависимости от размера изображаемых фигур. Снова закрашиваю их и жду высыхания. И так до тех пор, пока не использую все приготовленные для картины трафареты. Но самое трудное в такой работе, это подбор нужного оттенка, который я получаю, смешивая краски в приблизительных пропорциях.
Впрочем, данный интернет-журнал ориентируется преимущественно на резное творчество, я дальше уже не буду распространяться по поводу работы красками. А выше описанный пример трафаретной живописи я привёл лишь для того, чтобы вы поняли, как можно писать картины, даже не видя самого холста.
На учредительном собрании 28 июля 2005 года двенадцатью членами организации было принято единогласное решение о придании творческому объединению "Гомер» статуса юридического лица и нового названия - региональная благотворительная общественная организация социально-творческой реабилитации инвалидов "Арт-Гомер". С тех пор наша организация так и называется.
За прошедшие годы нам удалось провести ещё несколько благотворительных выставок в Москве, в том числе совместно с незрячими художниками и резчиками по дереву из Санкт-Петербурга. И особенно мне хочется выделить весеннюю Выставку 2008 года в новой Третьяковской галерее, что на крымском валу. Правда, из-за ограниченного пространства экспозиции, мне удалось представить там только свои картины, да и то не все.
К слову, в нашей организации всего два человека занимаются резьбой по дереву. Это ваш покорный слуга и Сергей Ц., который уже пять лет является председателем правления организации. Но если я всегда отдавал предпочтение резной скульптуре, то Сергею больше нравиться заниматься корнепластикой.
Вот несколько предложений из его собственной статьи «Я творю, следовательно, существую».
«…Однажды (это было зимой в Калужской области) я вышел из дома, чтобы принести из сарая дрова для печи. Набрал охапку дров, сверху закинул какую-то коряжку, лежавшую в снегу и принес всё это в дом. В печи трещали подбрасываемые мною дрова. Я же сидел рядом и держал в руках принесённую коряжку. Это была часть дерева, где комель переходит в корневище. Еще мгновение, и коряжка вслед за другими дровами полетит в топку. Но что-то удержало ее в моих руках. Необыкновенные формы, на мгновение остановившееся движение коряжки. Казалось, что еще немного отогреется эта коряжка и оживет. Я отложил ее в сторону.
Через несколько дней, когда коряжка подсохла, я отскоблил ее от сырой гнили, вычистил из нутра прогнившие части, зашкурил наждачной бумагой, покрыл морилкой и навощил. Все, композиция «Остановившийся огонь» стала первой вещью, сделанной в стиле «следования за формой материала». Принцип простой: в исходном материале отсекается все лишнее, инструменты и такие средства, как морилка и вощение подчеркивают природную особенность. Природа делает почти все за художника. Автору надо лишь увидеть и найти средства, как это подчеркнуть.»
В отличие от меня, наш председатель настоящий оратор, и я не могу не согласиться с его словами. Все свои творческие идеи мы черпаем из многообразных природных форм и символов окружающего нас мира. Так было, есть, и так будет, наверное, всегда. Очень трудно или практически невозможно создать что-то совершенно новое и необычное, что никто никогда не видел. Но стремиться к этому тоже никто не возбранял. Так что творите, друзья, творите, и да поможет вам в этом Творец!..
P.S. Вот как бывает... Сначала хотел написать небольшую статейку, а в итоге настрочил несколько страниц. Как говорится, слово за слово... Ну, что поделаешь, видно краткость, это сестра не моего таланта.
Если вас хоть немного зацепила эта статья, я очень рад, а если нет, то я вас поздравляю - вы прошли тест на усидчивость, терпеливость и образность мышления, что для резчика по дереву имеет первостепенное значение.