Готовый интернет-магазин на платформе Insales

Каталог +7 (916) 349-7343 shop@stameskino.ru
С 9.00 до 21.00
Сравнение Личный кабинет Заказать звонок
shop@stameskino.ru
+7 (916) 349-7343
Заказать звонок
+7 (916) 349-7343
Заказать звонок
С 9.00 до 21.00
город Москва, Град Московский, ул. Радужная 16
Каталог
Каталог
РАСПРОДАЖА, АКЦИИ штихели, стамески, ножи книги борфрезы Кристалл резцы, оснастка, приспособления отделочные материалы СТАМЕСКИ, НОЖИ, ЧЕКЕРИНГ, ТОКАРНЫЕ РЕЗЦЫ, КИЯНКИ НАБОРЫ СТАМЕСОК ЛОЖКОРЕЗЫ НОЖИ РЕЗЧИЦКИЕ резцы ЧЕКЕРИНГ ТАИЛАНД кузнец КОРНЕЕВ ЯПОНИЯ ПЕТРОГРАД кузнец БАУЛИН кузнец БАМБУРИН мастер КОТОВ резцы по камню токарные резцы киянки резчицкие штихели БОРМАШИНЫ ПРОФИЛЬ и другие бормашины ПРОФИЛЬ бормашины других производителей, граверы, гибкие валы БОРФРЕЗЫ-ЁЖИКИ хвостовик 3.2 мм (1/8") хвостовик 6.35 мм (1/4") ЧАШКИ, ДИСКИ, БУБЛИКИ (Saburrtooth) ЧАШКИ, ДИСКИ, БУБЛИКИ (Rubberhog) ДИСКИ для УШМ Альфа-диски и скульптурно-отрезные диски Hilberg- диски БОРФРЕЗЫ ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ и АЛМАЗНЫЕ борфрезы хвостовик 6 мм борфрезы А.Шишина наборы борфрез борфрезы и отрезные диски алмазные борфрезы Кристалл БОРФРЕЗЫ и ОСНАСТКА ДЛЯ БОЛГАРОК (УШМ) ВЫЖИГАТЕЛИ, ТЕРМОШПАТЕЛИ ДЕРЕВО, ЗАГОТОВКИ дощечки, бруски ЛИПА бруски КАП, ЭКЗОТЫ ЗАТОЧКА ИНСТРУМЕНТОВ, ШЛИФОВАНИЕ, ПОЛИРОВАНИЕ станки заточные-правочные заточные приспособления круги заточные, шлифовальные, полировальные камни заточные абразивные пасты ШЛИФОВАНИЕ опорные тарелки гибкие абразивные лепестки ручное шлифование МАСТЕРСКАЯ рубанки хранение инструментов сверление измерительные инструменты МИНИ-СТАНКИ МАРКЕТРИ_ИНСТРУМЕНТЫ ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: воски, масла, лаки и пр. ПИЛЫ, НОЖОВКИ, ЛОБЗИКИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ОСНАСТКА РАШПИЛИ, РИФЕЛИ СКУЛЬПТУРНЫЕ СТАНКИ, ИНСТРУМЕНТЫ, ГИПСЫ ГИПСЫ учебные, интерьерные станки, инструменты ТИСКИ, СТРУБЦИНЫ ТОПОРЫ, ТЁСЛА, СТРУГИ ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТЫ НОВИНКИ АРТ-САЛОН Скульптуры Гипсы интерьерные и учебные Миниатюры Предметы декоративно-прикладного искусства Украшения

Инструменты и материалы для резчиков по дереву, скульпторов, мастеровых 

Каталог +7 (916) 349-7343 shop@stameskino.ru
С 9.00 до 21.00
Сравнение Личный кабинет
shop@stameskino.ru
+7 (916) 349-7343
+7 (916) 349-7343
С 9.00 до 21.00
город Москва, Град Московский, ул. Радужная 16
Каталог
Главная Блог Ни о чём конкретном, и сразу обо всём
"Я творю, следовательно, существую"

Сергей Ц.

Александр Романов

Целый год я читал статьи других резчиков по дереву в Интернет-журнале «Резбадерево», и всё думал, где же они находят новые темы. Казалось бы, уже столько всего про всё написано, что можно выпускать отдельную книгу по резьбе. А они всё пишут, и пишут… Вот и я наконец-то решил что-нибудь эдакое написать, чтобы не быть белой вороной, но ничего путного для солидной журнальной статьи так и не придумал. Поэтому и название у неё какое-то неопределённое.

В общем, после долгих раздумий, решил я написать статью про свой извилистый творческий путь и про творческую организацию художников-инвалидов «Арт-Гомер», соучредителем которой я стал несколько лет назад. Кстати, для тех, кто не в курсе, сообщаю, что сам я тоже являюсь инвалидом по зрению 1 группы, то есть тотально незрячим человеком. Таким образом, вся моя дальнейшая статья будет так или иначе пронизана именно этой спецификой физического недостатка.

У людей несведущих сразу возникнет вопрос, а может ли быть абсолютно незрячий человек резчиком по дереву или художником. И я сразу отвечаю - может!..

На этом вступительная часть моей маленькой статьи закончена. И если данная тема вас не заинтересовала, то смело переходите на другую страницу Интернет-журнала. А всем остальным я говорю: «Привет!»

Ну а теперь по сути...

Мечты

Начну, пожалуй, с того, что с раннего детства, когда я ещё видел весь мир в его цветном многообразии, я мечтал стать художником. То есть не просто художником-оформителем, а самым настоящим живописцем. Хотя в том же детстве рисовать красками я почему-то не любил, предпочитая карандашную графику.

А ещё я любил строгать деревяшки, вырезая из них кораблики, и делать из витых корешков причудливые композиции, хотя в то время даже понятия не имел о том, что такое резьба по дереву и корнепластика. Но, видно, ещё тогда для меня это был какой-то творческий сигнал свыше.

Однако, в 15-16 лет, после несчастного случая и потери зрения, мне пришлось на некоторое время забыть о своих детских увлечениях и заняться другим видом творчества. Так я начал писать стихи и рассказы. Но это уже совсем другая история…

А вот о том, как я вернулся к прикладному творчеству и художественному искусству, я вам сейчас расскажу.

Резьба

Кентавр

Когда мне исполнилось 18 лет, я отправился в Волоколамский центр реабилитации и профессиональной подготовки незрячих на отделение резьбы по дереву. Вот там меня и научили пользоваться ножами и стамесками в состоянии полнейшей внутренней темноты. А уж сколько пальцев я там себе изрезал, пока учился работать новыми для меня инструментами, это ни в статье описать, ни в уме сосчитать.

Иной раз, за один день умудрялся порезать все пять пальцев на левой руке и ещё пару пальцев на правой. А всё потому, что зрячие резчики держат стамеску за рукоятку правой рукой, а пальцы левой не подставляют под лезвие инструмента, пользуясь для определения места среза своими глазами. Но мне и таким же как я резчикам, приходилось держать стамеску непосредственно за лезвие, иногда выставляя указательный палец на острие лезвия для определения толщины срезаемой стружки, и одновременно пальцами левой руки нащупывать место для следующего среза. А поскольку работать хотелось побыстрее и стамеска периодически срывалась, то и пальцам нашим за это серьёзно доставалось.

Венера, рожденная из раковины

 

У нас в мастерской даже была такая шутка, что мол, пока ты палец первый раз не порезал, ты не можешь считаться даже начинающим резчиком. Однако, всё это мы пережили, и ничего, пальцы у меня пока на месте…

Короче говоря, учился я на резчика в том центре пять месяцев, и получил за это диплом с отличием. А так как педагогом резьбы по дереву у нас был настоящий профессионал, то видать не зря я получил такую бумажку. И восемь лет спустя, в 2006 году, в глазах моего учителя я этот диплом полностью оправдал, когда занял первое место в своей номинации на международном конкурсе народного творчества инвалидов «Филантроп». Я стал первым и пока единственным лауреатом этой премии из всех выпускников Волоколамского центра, окончивших курсы резьбы по дереву. И говорю я это не для хвастовства, а для констатации фактов, чтобы некоторые товарищи не думали, будто на международном конкурсе «Филантроп» звание лауреата раздаётся всем желающим. Лично я добился этого только с третьей попытки, то есть через шесть лет, после подачи первой заявки на участие.

Возможно, уровень и качество моей резьбы и обработки не соответствуют общепринятым идеалам данного вида творчества, но если делать честную скидку на соответствующие обстоятельства создания резного изделия, то все имеющиеся недостатки покажутся пустяками. Однако, я никогда не просил и не буду просить в дальнейшем о подобных скидках. Я занимаюсь резьбой уже 10 лет, но всё ещё продолжаю учиться у более опытных мастеров, в том числе и у мастеров сайта. И возможно когда-нибудь я перестану допускать ошибки в своей резьбе.

Процесс

Итак, после учёбы я вернулся домой и всецело погрузился в мир резного творчества, повторяя пройденный этап обучения в центре, начиная с простых ложек и заканчивая сложными картинами – барельефами.

Вас, наверно, интересует сам процесс незрячей резьбы. Каким образом мне удаётся сохранить объём, пропорции и пластику? Как мне удаётся вырезать, не видя при этом ни заготовку, ни того, что должно получиться в итоге. Ведь никакими эскизами я не пользуюсь, а от пластилиновых макетов уже давно отказался. И не потому, что они для меня бесполезны, а потому что свой замысел я постоянно держу перед мысленным взором, как объёмную мыслеформу. Я фактически вижу будущее изделие в своём воображении, и эти работы мне даже иногда сняться.

Александр Романов за работой



Кроме того, ощупывая находящееся в процессе резьбы изделие, я «вижу» пальцами все его достоинства и недостатки, бугры, порезы и древесные заусеницы, после чего стараюсь их устранить.



Лебединый вальс
Александр Романов, 2003



Единственное изделие, для которого я использую вспомогательное средство, это деревянная ложка. Чтобы обрезать её заготовку по контуру и соблюсти симметрию двух сторон, мне сначала приходиться вырезать из бумаги шаблон, который крепится кнопками к доске или деревянному брусочку. Ну, а потом уже дело техники и наработанной методики. А поскольку пользоваться электролобзиком или другими электрическими приборами для меня небезопасно, то всю работу от начала и до конца приходится делать в ручном режиме, пока семь потов не сойдут. А потом меня ещё ждёт самая нудная работа, которую мало кто любит. Это шкурение и шлифовка изделия наждачной бумагой, и никаких тебе тут электроштучек со специальными насадками.



Королевская кобра
Александр Романов, 2001



Кстати, если хотите получше меня понять, то закройте глаза и возьмите в руки деревянную заготовку и стамеску. Интересно, через сколько минут вы порежете себе палец, и через сколько минут вам захочется открыть глаза и посмотреть, что вы там навырезали.

Возможно, для вас этот опыт покажется бесполезным. Зато, долгими зимними вечерами, какая могла бы у вас быть экономия электричества!.. Представляете?

Преподавание

В 2002 году я устроился на работу в Клинский центр реабилитации инвалидов на должность инструктора по труду. Таким образом, я сам стал учить других инвалидов, в том числе и незрячих, резьбе по дереву. К сожалению, ни один из моих учеников разного возраста и пола, по объективным или субъективным причинам, не добился тех же творческих успехов, что и я. Но, значит, это и впрямь не каждому дано. Не каждый может сидеть по 8-10 часов в день за верстаком, терпеливо трудясь над своим изделием. Не каждый обладает живым творческим воображением и полётом фантазии. А ведь это и есть главные факторы творческого успеха.

Что же касается меня, то в период своей учёбы в Волоколамске, я не выполнил практически ни одной работы по чужим шаблонам или предложенным мне темам и формам. Первую же ложку я переделал по своему до неузнаваемости, но она от этого не стала хуже первоначального образца. Позже преподаватель предложил мне вырезать ковш в виде утки, но я вырезал его в виде лебедя, а вместо квадратного или прямоугольного штофа, я вырезал штоф в виде маяка. Именно поэтому большинство моих резных работ отличаются авторской оригинальностью и неповторимостью. Именно поэтому я считаю себя не просто мастером–исполнителем, а художником резного дела, чего и вам желаю. Это особенно касается начинающих резчиков.

Ну а по поводу настоящих художников–живописцев речь пойдёт дальше.

"Гомер"

Вместе со мной в Волоколамском центре на резчика по дереву учился ещё один человек - Сергей Ц., который помимо резного творчества увлекался ещё и художественным искусством. Мы с ним общались, как коллеги, но особой дружбы у нас не было.

Однако, в конце 2003 года Сергей неожиданно связался со мной и предложил включиться в создание творческой организации незрячих художников под названием «Гомер».

Как известно, Гомер - древнегреческий поэт, сказитель, песенник создал два всемирнозначимых шедевра «Илиаду» и «Одессею». Художники, поэты, писатели, скульпторы, драматурги, философы всех времен и народов, опирались в своем творчестве на Гомера. Гомер вдохновлял и до сих пор, спустя три тысячи лет, дохновляет всех, кто приобщился к такому чудесному ремеслу, которым является художественное творчество. Остается еще добавить незначительный, но может быть очень характерный штрих: Гомер был слеп.

Разумеется, после такого предложения, я сразу согласился вступить в ряды будущих гомеровцев, и уже в начале 2004 года мы созвали первое учредительное собрание нашей организации.

Так 4 января 2004 года возникла региональная творческая общественная организация инвалидов «Гомер». Учредителями были люди с особенностями физического развития, активно занимающиеся разнообразными видами творчества (живопись, графика, скульптура, объемная резьба по дереву, корнепластика, керамика, художественная фотография, литература, поэзия, музыка, драматургия, сценическое мастерство и др.) и люди готовые помогать и творчески сотрудничать согласно уставным положениям.

Организация поставила своей задачей выявление и приём в члены организации людей, занимающихся творчеством, информирование их о целях и задачах объединения, проведение мастер-классов, создание и демонстрация сценических постановок и других акций, привлечение внимание СМИ к деятельности организации через средства информации ВОС и общественные СМИ бумажного и электронного формата, создание собственного сайта в Интернете для пропаганды творчества членов организации.

В течение 2004-2005 гг. члены РТООИ «Гомер» приняли участие в нескольких совместных выставках в различных Московских музеях и художественных галереях, что вызвало живой отклик посетителей и средств массовой информации.

Живопись и графика

Между прочим, именно благодаря встрече с другими незрячими и слабовидящими художниками нашей организации, я вспомнил о своей детской мечте стать художником–живописцем. И тогда я подумал, если другие могут писать картины, то почему я не могу попробовать сделать то же самое, используя собственный метод рисования.



Единство противоположностей (ватман; масло; 50 на 52 см., 2008)
Александр Романов



Для этого мне пришлось разработать специальную технологию трафаретной живописи. Эта технология на первый взгляд довольно проста, но в то же время требует образного мышления и аккуратности исполнения.

Сперва на закрашенный определённым цветом фон холста я накладываю вырезанный из бумаги трафарет нужной мне формы и закрашиваю пустое место нужным мне цветом или оттенками масляной краски. А работать приходиться пальцами, чтобы ощущать края трафарета и не оставлять прорехи. Потом я жду несколько дней, пока высохнет краска, и закрепляю на холсте булавками другой трафарет. Но их может быть и несколько, в зависимости от размера изображаемых фигур. Снова закрашиваю их и жду высыхания. И так до тех пор, пока не использую все приготовленные для картины трафареты. Но самое трудное в такой работе, это подбор нужного оттенка, который я получаю, смешивая краски в приблизительных пропорциях.





Небесные глаза (холст; масло; 54 на 58 см., 2004 г.)
Александр Романов



Впрочем, данный интернет-журнал ориентируется преимущественно на резное творчество, я дальше уже не буду распространяться по поводу работы красками. А выше описанный пример трафаретной живописи я привёл лишь для того, чтобы вы поняли, как можно писать картины, даже не видя самого холста.

Сергей Ц.

На учредительном собрании 28 июля 2005 года двенадцатью членами организации было принято единогласное решение о придании творческому объединению "Гомер» статуса юридического лица и нового названия - региональная благотворительная общественная организация социально-творческой реабилитации инвалидов "Арт-Гомер". С тех пор наша организация так и называется.

За прошедшие годы нам удалось провести ещё несколько благотворительных выставок в Москве, в том числе совместно с незрячими художниками и резчиками по дереву из Санкт-Петербурга. И особенно мне хочется выделить весеннюю Выставку 2008 года в новой Третьяковской галерее, что на крымском валу. Правда, из-за ограниченного пространства экспозиции, мне удалось представить там только свои картины, да и то не все.

К слову, в нашей организации всего два человека занимаются резьбой по дереву. Это ваш покорный слуга и Сергей Ц., который уже пять лет является председателем правления организации. Но если я всегда отдавал предпочтение резной скульптуре, то Сергею больше нравиться заниматься корнепластикой.



Сергей Ц.



Вот несколько предложений из его собственной статьи «Я творю, следовательно, существую».

«…Однажды (это было зимой в Калужской области) я вышел из дома, чтобы принести из сарая дрова для печи. Набрал охапку дров, сверху закинул какую-то коряжку, лежавшую в снегу и принес всё это в дом. В печи трещали подбрасываемые мною дрова. Я же сидел рядом и держал в руках принесённую коряжку. Это была часть дерева, где комель переходит в корневище. Еще мгновение, и коряжка вслед за другими дровами полетит в топку. Но что-то удержало ее в моих руках. Необыкновенные формы, на мгновение остановившееся движение коряжки. Казалось, что еще немного отогреется эта коряжка и оживет. Я отложил ее в сторону.

Через несколько дней, когда коряжка подсохла, я отскоблил ее от сырой гнили, вычистил из нутра прогнившие части, зашкурил наждачной бумагой, покрыл морилкой и навощил. Все, композиция «Остановившийся огонь» стала первой вещью, сделанной в стиле «следования за формой материала». Принцип простой: в исходном материале отсекается все лишнее, инструменты и такие средства, как морилка и вощение подчеркивают природную особенность. Природа делает почти все за художника. Автору надо лишь увидеть и найти средства, как это подчеркнуть.»

В отличие от меня, наш председатель настоящий оратор, и я не могу не согласиться с его словами. Все свои творческие идеи мы черпаем из многообразных природных форм и символов окружающего нас мира. Так было, есть, и так будет, наверное, всегда. Очень трудно или практически невозможно создать что-то совершенно новое и необычное, что никто никогда не видел. Но стремиться к этому тоже никто не возбранял. Так что творите, друзья, творите, и да поможет вам в этом Творец!..

P.S. Вот как бывает... Сначала хотел написать небольшую статейку, а в итоге настрочил несколько страниц. Как говорится, слово за слово... Ну, что поделаешь, видно краткость, это сестра не моего таланта.

Если вас хоть немного зацепила эта статья, я очень рад, а если нет, то я вас поздравляю - вы прошли тест на усидчивость, терпеливость и образность мышления, что для резчика по дереву имеет первостепенное значение.

Оставить комментарий
Перед публикацией комментарии проходят модерацию