Готовый интернет-магазин на платформе Insales

Каталог +7 (910) 429-8129 shop@stameskino.ru
С 9.00 до 21.00
Сравнение Личный кабинет Заказать звонок
shop@stameskino.ru
+7 (910) 429-8129
Заказать звонок
+7 (910) 429-8129
Заказать звонок
С 9.00 до 21.00
город Москва, Град Московский, ул. Радужная 16
Каталог
Каталог
КАМНЕРЕЗНЫЙ ОТДЕЛ Камнерезно-шлифовальные станки для ювелиров и скульпторов малой пластики Бормашины для резьбы по камню Суисеки (камни для созерцания) алмазные отрезные диски алмазные шлифовальные диски и круги алмазные борфрезы и отрезные диски алмазные надфили, лобзики подача воды, поддоны сверление отверстий в камнях алмазные шлифовальные диски для УШМ болгарки шлифовка-полировка камней резцы по твердому камню (закольник, бучарда, скарпель) резцы по мягкому камню НОВИНКИ СТАМЕСКИ РЕЗЧИЦКИЕ НАБОРЫ СТАМЕСОК КУЗНЕЦЫ РОССИИ НАБОРЫ СТАМЕСОК ТАИЛАНД, КИТАЙ НАБОРЫ СТАМЕСОК ЯПОНИЯ ПЛОСКИЕ СТАМЕСКИ ОТЛОГИЕ СТАМЕСКИ ПОЛУКРУГЛЫЕ СТАМЕСКИ КЛЮКАРЗЫ ЛОЖКОРЕЗЫ УГОЛКИ-СТАМЕСКИ ПОДБОРНИКИ-СТАМЕСКИ ШТИХЕЛИ СТРУГИ, СКОБЕЛИ КИЯНКИ ДЛЯ МИНИАТЮРЫ, НЕЦКЕ НОЖИ РЕЗЧИЦКИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ БОГОРОДСКИЕ ЛОЖКОРЕЗЫ НОЖИ-КОСЯКИ НОЖИ-ТОПОРИКИ НОЖИ ДЛЯ МАРКЕТРИ НОЖИ-ПИЛЫ СТАМЕСКИ, НОЖИ по производителям кузнец КОРНЕЕВ кузнец БАУЛИН мастер КОТОВ ТАИЛАНД NEW WAVE (Китай) КИТАЙ ЯПОНИЯ ТОПОРЫ, МОЛОТКИ, ТЁСЛА БОРМАШИНЫ ПРОФИЛЬ и другие бормашины ПРОФИЛЬ бормашины других производителей, граверы, гибкие валы БОРФРЕЗЫ-ЁЖИКИ хвостовик 3.2 мм (1/8") хвостовик 6.35 мм (1/4") БОРФРЕЗЫ КРИСТАЛЛ БОРФРЕЗЫ ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ и АЛМАЗНЫЕ борфрезы цельнометаллические хвостовик 6 мм борфрезы казанские Кристалл борфрезы А.Шишина борфрезы с твердосплавными пластинами диски отрезные алмазные наборы борфрез ВЫЖИГАТЕЛИ, ТЕРМОШПАТЕЛИ РЕЗЦЫ ПО КАМНЮ, КОСТИ ЗАТОЧКА ИНСТРУМЕНТОВ, ШЛИФОВАНИЕ, ПОЛИРОВАНИЕ станки заточные-правочные круги заточные, шлифовальные, полировальные заточные приспособления камни заточные абразивные пасты финишники СКУЛЬПТУРНЫЕ СТАНКИ, ИНСТРУМЕНТЫ станки инструменты МАРКЕТРИ, МОЗАИКА - ИНСТРУМЕНТЫ (по шпону, по камню) РЕЗЦЫ ДЛЯ ЧЕКЕРИНГА резцы поштучно наборы резцов чекеринг ФРЕЗЫ с ТВЕРДОСПЛАВНЫМИ ПЛАСТИНАМИ ДЛЯ БОЛГАРКИ и БОРМАШИН ФРЕЗЫ и ДИСКИ ДЛЯ БОЛГАРОК (УШМ) ДИСКИ для УШМ по производителям Kutzall, Saburrtooth Hilberg Альфа Диск Graff Speedcutter ТОКАРНЫЕ РЕЗЦЫ ШЛИФОВАНИЕ абразивные лепестки опорные тарелки гибкие МИНИ-СТАНКИ ПИЛЫ, НОЖОВКИ, ЛОБЗИКИ РАШПИЛИ, РИФЕЛИ ДЕРЕВО, ЗАГОТОВКИ дощечки, бруски ЛИПА ламели, бруски кап, экзоты заготовки изделий (стол, нарды) ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: воски, масла, лаки и пр. МАСТЕРСКАЯ хранение инструментов сверление рубанки измерительные инструменты АРТ-САЛОН скульптуры миниатюры предметы декоративно-прикладного искусства украшения БЛОШИНЫЙ РЫНОК СТАМЕСКИНО инструменты расходники предметы старины сувениры авторские картины и гравюры книги букинистика материалы для творчества КНИГИ по ремеслу и искусству

Инструменты и материалы для резчиков по дереву, скульпторов, мастеровых 

Каталог +7 (910) 429-8129 shop@stameskino.ru
С 9.00 до 21.00
Сравнение Личный кабинет
shop@stameskino.ru
+7 (910) 429-8129
+7 (910) 429-8129
С 9.00 до 21.00
город Москва, Град Московский, ул. Радужная 16
Каталог
Главная Блог В гостях у Олега Райкиса

Олег Райкис – скульптор, член Союза Художников России, Международного Художественного фонда и Международной ассоциации коллекционеров шахмат. Занимается разработкой и созданием шахматных дизайнов с 1990 года, создал более 300 шахматных комплектов. Его работы находятся в коллекциях известных людей, политиков, бизнесменов, среди которых Михаил Горбачев, Владимир Путин, Луэй Аллави, Джемс Маккейн, Д-р Ричард Эпес, Игорь Ларионов, Владимир Крамник.

...Олег пригласил меня в гости: "приезжай, все расскажу и покажу". Полчаса на метро, полчаса пешком, и я в его мастерской.

- Держи, - он положил мне в ладонь деревянные шары из бакаута. - Сам сегодня сделал на токарном станке, получил огромное удовольствие!

Шары были тяжелые, красивые, и легко перекатывались в руке.

Оглядевшись, для себя сразу сформулировал: мастерская-мечта. Сделана с любовью, есть много места для работы, для отдыха и размышлений.

В первую очередь Олег показывает мне галерею, это отдельная небольшая комната с экспозицией авторских работ в стеклянных витринах. В галерее непрерывно работает увлажнитель воздуха (работы из бивня, самшита хорошо себя чувствуют при влажности 60 %). Свет приглушен, софиты зажигаются только при демонстрации работ клиентам.

Все шахматные комплекты и скульптуры готовы к продаже.

1

Мастерская занимает большую светлую комнату. Рабочее место и станки: ленточный, шлифовальный, токарный, фрезерный, заточной, копировальный.

Олег проводит небольшую экскурсию.

- На шлифовальном станке делаю большой спектр операций - от грубой обдирки заготовки, до тонкой шлифовки.

Очень нравится станок Jet - решает все мои задачи по заточке, на малой скорости, с водой. С виду громоздкий, но на нем удобно подправлять даже очень тонкие резцы.

 


- Ленточную пилу поставил мощную, чтобы легко распиливать крупные бивни мамонта и стволы самшита.
Справа мой копир: cверху устанавливаю перекладину с щупом и фрезером. На нем тиражирую одинаковые фигуры, или делаю грубую обработку заготовки по модели. Меня этот простой станок вполне устраивает, тем более что всю художественную часть работы я выполняю вручную.

1

- Расскажи, с чего все начиналось? Как ты начал творить?

- В прошлом я офицер Советской Армии. Это был 1987 год... Однажды приболел, и, пока был дома, решил сделать перекладину-турник в дверном проеме. Взял черенок от лопаты и стал резать перочинным ножом пазы в косяке. До сих пор помню то ощущение удовольствия от самого процесса резьбы! Потом вырезал руку, из обычного куска соснового бруска. Дальше резал маски чертей, сделал их чертову дюжину. В маске не страшно ошибиться, потому что ошибка может выглядеть забавно, как будто так и задумано. Причем, резал тупым перочинным ножом, в то время даже не знал о резцах по дереву. Работая с деревом, отдыхал от службы и начальства.

- А в детстве увлекался рисованием, лепкой?

- Сколько себя помню, рисовал и лепил. В детстве полгода ходил в изостудию при Доме пионеров, получил элементарные навыки, но учитель рисования больше играл с детьми в футбол, чем преподавал рисунок.

Лепить я любил больше чем рисовать. Из глины делал танки, помню что нужно было очень долго сидеть и бить комком о горячий асфальт, чтобы из глины вышел песок и мелкие камушки, и она стала пластичной. Дома у меня была целая армия солдат и рыцарей, которых я слепил из пластилина.

В подростковом возрасте процесс творчества закончился, а потом я поступил в военное училище. Но и там меня тоже привлекали к художественной ответственности - рисовал боевые листки, хотя сам был нарушителем.


- Сразу резал, что из головы шло. Подарили кусок липы, впервые попробовал резать из липы. Потом достался кусочек самшита - понравился своей твердостью, пластичностью, вырезал из него свое первое нэцке. Потом зуб кашалота... Инструмента приличного не было, ковырял, но желание сделать вещь было. Времени уходило много. Как-то сосед увидел мои мучения и присоветовал купить резцы по дереву. Купил резцы, стал ими резать, а ничего не выходит. Сосед посмотрел - так ты же их не заточил, их точить нужно! Заточил резцы, пошло. Потом другой знакомый посоветовал машинку "Гном". Помню, мы с женой поехали в "Детский мир", потому что это был страшный дефицит. Стоила машинка 100 рублей. "Гном" - это такая коробка деревянная, грубая кондовая деревянная коробка, и в ней мотор. Из этого мотора идет шланг, на этот шланг накручивается наконечник с цангой. И вот такой воот толщины фрезы, тупые совершенно. И мотор со скоростью, наверное, 15000 оборотов. И этой грохочущей машиной я начал что-то делать. Так постепенно все и происходило.

- Олег, когда случился твой первый коммерческий успех?

- Первая моя выставка была в 1990 году - "Скульптура и шахматы" в Доме скульптора. Затем Всесоюзная выставка "Скульптура-90", где я выставлял скульптуры в китайском стиле: мудреца Лао-Цзы, женщину с котом (из самшита), и "хохотунчиков" из зуба кашалота. Помню, приехали какие-то банкиры и за две фигурки отдали новые телевизор с видеомагнитофоном. Для меня это было шоком, мне всё казалось, что они завтра приедут и заберут все обратно, мол, ты нас загипнотизировал! Они были счастливы, я был счастлив.

Вообще, история эта очень длинная. Когда ты чем-то сильно увлечен, жизнь постоянно дарит тебе встречи с людьми, разные интересные случаи, и ситуация развивается и развивается. Мне близка идея протестантизма "работа есть молитва" - для меня она не просто понятна, она работает. Когда ты начинаешь пахать, думаешь прежде всего о самом процессе и о том, что и как ты делаешь, а не о том, как на этом заработать. Потом, когда ты становишься профессионалом, когда начинаешь зарабатывать своим трудом, ты, конечно, думаешь как заработать, но это не является твоей корыстью, это является частью твоего бизнеса.

- Какого мастера можно, на твой взгляд, назвать профессионалом?

- У профессионализма три составляющих. Первая - образование. Вторая - художественная интуиция, если говорить о нашей профессии. Интуиция - это когда ты чувствуешь пропорции, умеешь правильно строить композицию. Образование желательно, интуиция - обязательна. И третья составляющая - ты живешь за счет своей работы. Ты отвечаешь за продукт, ты должен его продать.

- Как ты воспринимаешь свои промахи, ошибки в работе? Когда работа, допустим, не удается.

- Редко, но были случаи, когда работа не удавалась. Тогда я откладывал вариант, и начинал новый. Иногда меня не совсем устраивает результат, но приходит клиент, смотрит - и ему все нравится! Он доволен, я доволен, и тогда уже не вижу своих ошибок. Но когда я создаю что-то красивое для себя (хотя-бы и для продажи), когда оценщиком являюсь только я, то здесь идет непрерывный поиск, непрерывные доработки - потому что мне все время не нравится, мне все время хочется улучшать и доделывать, и непонятен момент, когда нужно остановиться и закончить вещь. Вечером показываю дома родным работу, а они удивляются - как было вчера, так и осталось! Наверное, это и есть муки творчества.

- Видел у тебя в мастерской гирю...

- Спорт - часть моей жизни. Через полтора месяца мне будет 58 лет, мне интересно разрабатывать свою систему. Дзен, йога, спорт - все связано. Дзен для успокоения разума, философия жизни. В спорте - железо, плавание, велосипед. На тренировках отработка серии приемов единоборств, до автоматизма, на подкорке.

- Для самозащиты? Помогло в жизни?

- Когда служил, занимался самбо. Сейчас для меня это игровая вещь - тренировка в комплексе, в динамике - "дыхалки", всех мышц, равномерная нагрузка. Пригодилось ли в жизни? Разумеется, могу концентрировать внимание, когда этого требует ситуация.

- Расскажи, как рождаются идеи твоих работ?

- В ранних работах я шел от идеи. Многие идеи были связаны с творчеством Кастанеды. Сейчас я чаще иду от заказа. И я не идею пытаюсь воплотить в пластику, а свои чувства и ощущения. Чувство перехода одного в другое.

- Хорошо, как чувства преобразуются в композицию, форму, что это за процесс?

- Словами трудно описать, само скульптурное творчество невербально. Живопись, к примеру, более литературна, она проще. В живописи можно рассказать про сюжет, а в скульптуре сложнее. Вот у Родена: сидит человек, согнувшись, мыслитель. О чем-то напряженно думает. А когда я эту скульптуру увидел вживую, на выставке в Лондоне, ходил вокруг нее, меня аж трясло от той энергетики, которая от нее идет, от мощи. А идея какая? Человек сидит. Роден заложил в нее чувства. Как он это сделал? За счет пластики.

Сейчас для меня моей философией, выражением чувств является сама работа, любая. Допустим, делаю пантеру, но чувства, которые переживаю в себе, совершенно не связаны с животным. Такие чувства трудно описать...Они точно такие-же, какие я испытывал, делая реплики Микеланджело. Это чувства, когда ты ищешь форму, видишь движение, игру мышц. Ищешь , получаешь удовольствие - и ты выражаешь их. Прекрасно, когда ты находишь правильное трехмерное решение, баланс.

- Кого из великих скульпторов ты бы выделил?

- Для меня работы Микеланджело вершина скульптуры. И японское искусство нэцке. Два пласта культуры, две грани в скульптуре.

- Какие работы любишь больше делать: совсем миниатюрные или крупные? И с каким материалом больше нравится работать?

- Для миниатюры, конечно, кость, бивень интереснее - они пластичнее. Если говорить о крупных вещах из дерева, и дерево текстурное, то получаешь в процессе резьбы удовольствие от того как проявляется текстура, как работает дерево на образ.

- А удовольствие получаешь больше от создания маленьких работ, или больших?

- По-разному. Я люблю и то, и другое делать. Ощущения разные, как от разной музыки. Вот когда я делал из бивня почти метровую анималистическую композицию (бизоны, волки) мощной бормашиной, 35 тысяч оборотов, я этой машиной шарашил.... осколки, стружка - все это летит фонтаном в разные стороны, на лице маска - это ощущение как от симфонии Бетховена. Энергетика прет из тебя, вгрызаешься в материал! А когда ты делаешь маленькую миниатюру, тогда это медитация, внутренняя тишина, спокойная музыка.

- Олег, можешь для себя определить момент, когда ты стал художником?

- А ты знаешь, мне слово "художник" не очень нравится. "Скульптор" тоже несколько пафосно звучит.

- Попробую объяснить: вот, допустим, ты однажды сел за штурвал самолета, взлетел, и понял: я - летчик.

- Когда меня спрашивают кто я, или когда я заполняю какую-нибудь анкету, то конечно пишу, что я скульптор. Но скульптор в наших умах все-таки ассоциируется с высечением из глыбы памятников, оттого есть диссонанс. Не знаю как свою профессию назвать... Американский арт-дилер называет меня мастером. А у нас в России мастер это синоним ремесленника, "человек-на-все-руки-умелец-и-машину-починить-и-гвоздь-забить". У них мастер это человек который достиг высот в определенной области искусств. Поэтому когда меня спрашивают, кто ты, то отвечаю "я - Райкис" (Олег Райкис смеется)

Интервью провел Олег Смирнов
Черно-белые фотографии Ольги Вознесенской

Оставить комментарий
Перед публикацией комментарии проходят модерацию