Готовый интернет-магазин на платформе Insales
Инструменты и материалы для резчиков по дереву, скульпторов, мастеровых
Олег Райкис – скульптор, член Союза Художников России, Международного Художественного фонда и Международной ассоциации коллекционеров шахмат. Занимается разработкой и созданием шахматных дизайнов с 1990 года, создал более 300 шахматных комплектов. Его работы находятся в коллекциях известных людей, политиков, бизнесменов, среди которых Михаил Горбачев, Владимир Путин, Луэй Аллави, Джемс Маккейн, Д-р Ричард Эпес, Игорь Ларионов, Владимир Крамник.
...Олег пригласил меня в гости: "приезжай, все расскажу и покажу". Полчаса на метро, полчаса пешком, и я в его мастерской.
- Держи, - он положил мне в ладонь деревянные шары из бакаута. - Сам сегодня сделал на токарном станке, получил огромное удовольствие!
Шары были тяжелые, красивые, и легко перекатывались в руке.
Оглядевшись, для себя сразу сформулировал: мастерская-мечта. Сделана с любовью, есть много места для работы, для отдыха и размышлений.
В первую очередь Олег показывает мне галерею, это отдельная небольшая комната с экспозицией авторских работ в стеклянных витринах. В галерее непрерывно работает увлажнитель воздуха (работы из бивня, самшита хорошо себя чувствуют при влажности 60 %). Свет приглушен, софиты зажигаются только при демонстрации работ клиентам.
Все шахматные комплекты и скульптуры готовы к продаже.
Мастерская занимает большую светлую комнату. Рабочее место и станки: ленточный, шлифовальный, токарный, фрезерный, заточной, копировальный.
Олег проводит небольшую экскурсию.
- На шлифовальном станке делаю большой спектр операций - от грубой обдирки заготовки, до тонкой шлифовки.
Очень нравится станок Jet - решает все мои задачи по заточке, на малой скорости, с водой. С виду громоздкий, но на нем удобно подправлять даже очень тонкие резцы.
- Ленточную пилу поставил мощную, чтобы легко распиливать крупные бивни мамонта и стволы самшита.
Справа мой копир: cверху устанавливаю перекладину с щупом и фрезером. На нем тиражирую одинаковые фигуры, или делаю грубую обработку заготовки по модели. Меня этот простой станок вполне устраивает, тем более что всю художественную часть работы я выполняю вручную.
- Расскажи, с чего все начиналось? Как ты начал творить?
- В прошлом я офицер Советской Армии. Это был 1987 год... Однажды приболел, и, пока был дома, решил сделать перекладину-турник в дверном проеме. Взял черенок от лопаты и стал резать перочинным ножом пазы в косяке. До сих пор помню то ощущение удовольствия от самого процесса резьбы! Потом вырезал руку, из обычного куска соснового бруска. Дальше резал маски чертей, сделал их чертову дюжину. В маске не страшно ошибиться, потому что ошибка может выглядеть забавно, как будто так и задумано. Причем, резал тупым перочинным ножом, в то время даже не знал о резцах по дереву. Работая с деревом, отдыхал от службы и начальства.
- А в детстве увлекался рисованием, лепкой?
- Сколько себя помню, рисовал и лепил. В детстве полгода ходил в изостудию при Доме пионеров, получил элементарные навыки, но учитель рисования больше играл с детьми в футбол, чем преподавал рисунок.
Лепить я любил больше чем рисовать. Из глины делал танки, помню что нужно было очень долго сидеть и бить комком о горячий асфальт, чтобы из глины вышел песок и мелкие камушки, и она стала пластичной. Дома у меня была целая армия солдат и рыцарей, которых я слепил из пластилина.
В подростковом возрасте процесс творчества закончился, а потом я поступил в военное училище. Но и там меня тоже привлекали к художественной ответственности - рисовал боевые листки, хотя сам был нарушителем.
- Сразу резал, что из головы шло. Подарили кусок липы, впервые попробовал резать из липы. Потом достался кусочек самшита - понравился своей твердостью, пластичностью, вырезал из него свое первое нэцке. Потом зуб кашалота... Инструмента приличного не было, ковырял, но желание сделать вещь было. Времени уходило много. Как-то сосед увидел мои мучения и присоветовал купить резцы по дереву. Купил резцы, стал ими резать, а ничего не выходит. Сосед посмотрел - так ты же их не заточил, их точить нужно! Заточил резцы, пошло. Потом другой знакомый посоветовал машинку "Гном". Помню, мы с женой поехали в "Детский мир", потому что это был страшный дефицит. Стоила машинка 100 рублей. "Гном" - это такая коробка деревянная, грубая кондовая деревянная коробка, и в ней мотор. Из этого мотора идет шланг, на этот шланг накручивается наконечник с цангой. И вот такой воот толщины фрезы, тупые совершенно. И мотор со скоростью, наверное, 15000 оборотов. И этой грохочущей машиной я начал что-то делать. Так постепенно все и происходило.
- Олег, когда случился твой первый коммерческий успех?
- Первая моя выставка была в 1990 году - "Скульптура и шахматы" в Доме скульптора. Затем Всесоюзная выставка "Скульптура-90", где я выставлял скульптуры в китайском стиле: мудреца Лао-Цзы, женщину с котом (из самшита), и "хохотунчиков" из зуба кашалота. Помню, приехали какие-то банкиры и за две фигурки отдали новые телевизор с видеомагнитофоном. Для меня это было шоком, мне всё казалось, что они завтра приедут и заберут все обратно, мол, ты нас загипнотизировал! Они были счастливы, я был счастлив.
Вообще, история эта очень длинная. Когда ты чем-то сильно увлечен, жизнь постоянно дарит тебе встречи с людьми, разные интересные случаи, и ситуация развивается и развивается. Мне близка идея протестантизма "работа есть молитва" - для меня она не просто понятна, она работает. Когда ты начинаешь пахать, думаешь прежде всего о самом процессе и о том, что и как ты делаешь, а не о том, как на этом заработать. Потом, когда ты становишься профессионалом, когда начинаешь зарабатывать своим трудом, ты, конечно, думаешь как заработать, но это не является твоей корыстью, это является частью твоего бизнеса.
- Какого мастера можно, на твой взгляд, назвать профессионалом?
- У профессионализма три составляющих. Первая - образование. Вторая - художественная интуиция, если говорить о нашей профессии. Интуиция - это когда ты чувствуешь пропорции, умеешь правильно строить композицию. Образование желательно, интуиция - обязательна. И третья составляющая - ты живешь за счет своей работы. Ты отвечаешь за продукт, ты должен его продать.
- Как ты воспринимаешь свои промахи, ошибки в работе? Когда работа, допустим, не удается.
- Редко, но были случаи, когда работа не удавалась. Тогда я откладывал вариант, и начинал новый. Иногда меня не совсем устраивает результат, но приходит клиент, смотрит - и ему все нравится! Он доволен, я доволен, и тогда уже не вижу своих ошибок. Но когда я создаю что-то красивое для себя (хотя-бы и для продажи), когда оценщиком являюсь только я, то здесь идет непрерывный поиск, непрерывные доработки - потому что мне все время не нравится, мне все время хочется улучшать и доделывать, и непонятен момент, когда нужно остановиться и закончить вещь. Вечером показываю дома родным работу, а они удивляются - как было вчера, так и осталось! Наверное, это и есть муки творчества.
- Видел у тебя в мастерской гирю...
- Спорт - часть моей жизни. Через полтора месяца мне будет 58 лет, мне интересно разрабатывать свою систему. Дзен, йога, спорт - все связано. Дзен для успокоения разума, философия жизни. В спорте - железо, плавание, велосипед. На тренировках отработка серии приемов единоборств, до автоматизма, на подкорке.
- Для самозащиты? Помогло в жизни?
- Когда служил, занимался самбо. Сейчас для меня это игровая вещь - тренировка в комплексе, в динамике - "дыхалки", всех мышц, равномерная нагрузка. Пригодилось ли в жизни? Разумеется, могу концентрировать внимание, когда этого требует ситуация.
- Расскажи, как рождаются идеи твоих работ?
- В ранних работах я шел от идеи. Многие идеи были связаны с творчеством Кастанеды. Сейчас я чаще иду от заказа. И я не идею пытаюсь воплотить в пластику, а свои чувства и ощущения. Чувство перехода одного в другое.
- Хорошо, как чувства преобразуются в композицию, форму, что это за процесс?
- Словами трудно описать, само скульптурное творчество невербально. Живопись, к примеру, более литературна, она проще. В живописи можно рассказать про сюжет, а в скульптуре сложнее. Вот у Родена: сидит человек, согнувшись, мыслитель. О чем-то напряженно думает. А когда я эту скульптуру увидел вживую, на выставке в Лондоне, ходил вокруг нее, меня аж трясло от той энергетики, которая от нее идет, от мощи. А идея какая? Человек сидит. Роден заложил в нее чувства. Как он это сделал? За счет пластики.
Сейчас для меня моей философией, выражением чувств является сама работа, любая. Допустим, делаю пантеру, но чувства, которые переживаю в себе, совершенно не связаны с животным. Такие чувства трудно описать...Они точно такие-же, какие я испытывал, делая реплики Микеланджело. Это чувства, когда ты ищешь форму, видишь движение, игру мышц. Ищешь , получаешь удовольствие - и ты выражаешь их. Прекрасно, когда ты находишь правильное трехмерное решение, баланс.
- Кого из великих скульпторов ты бы выделил?
- Для меня работы Микеланджело вершина скульптуры. И японское искусство нэцке. Два пласта культуры, две грани в скульптуре.
- Какие работы любишь больше делать: совсем миниатюрные или крупные? И с каким материалом больше нравится работать?
- Для миниатюры, конечно, кость, бивень интереснее - они пластичнее. Если говорить о крупных вещах из дерева, и дерево текстурное, то получаешь в процессе резьбы удовольствие от того как проявляется текстура, как работает дерево на образ.
- А удовольствие получаешь больше от создания маленьких работ, или больших?
- По-разному. Я люблю и то, и другое делать. Ощущения разные, как от разной музыки. Вот когда я делал из бивня почти метровую анималистическую композицию (бизоны, волки) мощной бормашиной, 35 тысяч оборотов, я этой машиной шарашил.... осколки, стружка - все это летит фонтаном в разные стороны, на лице маска - это ощущение как от симфонии Бетховена. Энергетика прет из тебя, вгрызаешься в материал! А когда ты делаешь маленькую миниатюру, тогда это медитация, внутренняя тишина, спокойная музыка.
- Олег, можешь для себя определить момент, когда ты стал художником?
- А ты знаешь, мне слово "художник" не очень нравится. "Скульптор" тоже несколько пафосно звучит.
- Попробую объяснить: вот, допустим, ты однажды сел за штурвал самолета, взлетел, и понял: я - летчик.
- Когда меня спрашивают кто я, или когда я заполняю какую-нибудь анкету, то конечно пишу, что я скульптор. Но скульптор в наших умах все-таки ассоциируется с высечением из глыбы памятников, оттого есть диссонанс. Не знаю как свою профессию назвать... Американский арт-дилер называет меня мастером. А у нас в России мастер это синоним ремесленника, "человек-на-все-руки-умелец-и-машину-починить-и-гвоздь-забить". У них мастер это человек который достиг высот в определенной области искусств. Поэтому когда меня спрашивают, кто ты, то отвечаю "я - Райкис" (Олег Райкис смеется)
Интервью провел Олег Смирнов
Черно-белые фотографии Ольги Вознесенской