Готовый интернет-магазин на платформе Insales
Инструменты и материалы для резчиков по дереву, скульпторов, мастеровых
Михаил, в адрес редакции сайта приходит много писем с просьбой рассказать подробнее о вашей школе резьбы по дереву. Пишут люди разного возраста, социального положения, ребята и девушки, мужчины и женщины. Наиболее часто читатели задают такие вопросы: "какой требуется начальный уровень навыков резьбы?", "мне 46 лет, не поздно ли мне заниматься резьбой?", "учатся ли у вас девушки и женщины?"
В свой коллектив я принимаю детей от 10 лет и взрослых до 90 лет и старше, независимо от пола и уровня грамотности в резьбе. Некоторые начинают и в 70 лет. Я сам начал резать в 33 года, и вот уже 40 лет увлекаюсь этим замечательным творчеством. Начинать никогда не поздно! Главное - получать удовольствие от процесса и результата.
Как правило, половина учащихся - это девушки и женщины. Приходят и семейные пары, а в трех случаях состоялись свадьбы тех, кто встретился в моей школе.
Говорят, что резьба не женское занятие…
Абсолютно не согласен. К рукоделию женщины не менее способны. Если увлеклась, то старание в создании образа, тщательность обработки деталей, поверхности, усидчивости у женщины нередко больше, чем у мужчин.
Да, это правда, стоит лишь посмотреть на работы ваших учениц. Причем, даже твердые породы дерева, как я заметил, нисколько не помеха для нежных женских рук…
Давайте поговорим подробнее о методике обучения. В чем отличие вашей школы от других школ и курсов по резьбе?
Чтобы сказать об отличиях школы, надо хорошо знать другие методы обучения. В моей школе занятия индивидуальные, но все равны в общем творчестве. Я много внимания уделяю душевному расположению к тому что делаешь, предлагаю не делать что-нибудь и как-нибудь, а получать удовольствие от того, чем занимаешься. В коллективе стараюсь создать добрые, демократичные отношения, чтобы ученики в мастерской получали удовольствие от обучения и общения. Свое мнение на занятиях стараюсь не навязывать, а предлагаю варианты к обсуждению, аргументируя своим опытом.
С годами я выработал свою технику обработки древесины разных пород, нашел свои пластические решения. Многое мне подсказало творчество скульптора Степана Эрьзи. При обучении обращаю внимание учеников на красоту дерева, его текстуру и ее более удачное расположение в форме, образе. Обучаю обработке твердых пород. Работы в природном материале (сувели, коряги) предлагаю создавать так, чтобы творчество природы и автора слились в целое, чтобы появлялось впечатление, что образ, форму создала сама природа.
…Ко мне приходят люди с разным уровнем умения резать или "с нуля". Если человек начинает заниматься "с нуля", то после его знакомства с правилами техники безопасности, Заповедью моей школы, рабочим местом, породами дерева, необходимым инструментом, предлагаю осваивать сначала технику контурной резьбы, потом геометрической резьбы, кудринского орнамента. Итак, шаг за шагом, от простого к сложному, от простых рельефов к сложным горельефам и скульптурным работам. Люди, которые приходят в школу с определенными навыками резьбы, начинают с разных этапов обучения.
Свою программу обучения я очень подробно описал в книге Уроки резьбы по дереву. В ней приведено поэтапное освоение техники резьбы, умения видеть форму.
Самое начало, контурная резьба - это не просто вырезание картинок, а освоение навыков работы с инструментом, умение чувствовать направление волокон древесины, "характера" материала.
Геометрическая резьба, очень хорошо смотрится на многих изделиях. На "геометрии" отрабатываем технику работы ножом-косяком и также учимся определять направление слоя древесины. Перед вами работа Юлии Руденской.
Кудринская резьба, тоже хороша для покрытия поверхности изделий. Учимся резать универсальным ножом. Пример - работа Марины Налевовой.
Затем обучаю технике резьбы несложных объемных форм - ложек, вазочек и разнообразных рельефов.
"Смородина" Екатерины Борисовой, "Ящерица и орешник" Андрея Толмачёва. Думаю, неплохо выполненные работы.
Следующий этап - анималистика, животный мир - черепахи, лягушки, летучие мыши, ящерицы, птицы и т.д.
Достойных работ в школе очень много.
Михаил, еще я заметил, что новички часто задают вам вопрос "сколько мне учиться, чтобы стать хорошим мастером"?
Время обучения до высокого мастерства - дело индивидуальное. В зависимости от способностей в этом роде деятельности и какую задачу поставили - уметь резать рельефы или создавать портреты, тело человека.
К сожалению, некоторые ученики бросают занятия, прежде чем поймут на практике свои возможности, не успев почувствовать, как прекрасно это увлечение, как удивительно такое творчество - создавать из простой брошенной доски, бревнышка, коряги собственными руками изделие, а возможно - произведение искусства.
Если ученик не умеет рисовать, может ли он достигнуть высокого мастерства в резьбе?
Бесспорно, резчику необходимо пытаться рисовать и очень желательно делать предварительные формы будущего изделия в пластилине, глине. Это значительно упростит понимание формы, образа, но к сожалению многие ленятся, сразу обращаясь к древесине. Я тоже не умею рисовать и ленюсь лепить. К сожалению, это заметно влияет на конечный результат.
Некоторые из тех, кто освоил декоративное решение анималистики переходят к образу человека. Маски лица, торсы, тело в композициях, бюсты, портреты. На последнем этапе рисовать и лепить крайне необходимо, кроме серьезного изучения анатомии человека. Но это для единиц, не всякому рисование под силу. Многие вырезают прекрасные орнаменты, формы и это немало! Лишь бы было мастерство резчика, убедительность формы и оригинальность, т.е. чувствовалась рука мастера и, возможно, автора.
К большой радости и открытию для меня, когда я попробовал лепить год назад, у меня стало получаться! И это при том, что рисовать я абсолютно не умею. Удивительно, но вырезать объемную декоративную форму мне оказалось проще, чем нарисовать изображение на бумаге…
Да, очень желательно создавать эскизы, наброски в пластилине, глине. Таким образом вырабатывается понимание объема, формы и композиции будущей работы. Создавать работу в дереве будет уже значительно проще.
Какой инструмент используется в школе?
Инструмент используем разный по форме и размерам, лишь бы сталь была качественная, хотя бы 9ХС. Не всякий инструмент, даже заграничный, хорош. Очень важно для начинающего иметь инструмент хорошего качества по форме и стали. В начале знакомства с техникой резьбы ученик не сразу овладевает техникой, а плохой инструмент приносит дополнительные огорчения и преждевременные выводы, что "нет способностей", "это не для меня".
Заточку инструмента провожу я сам, но и обучаю этой технике учеников. Это дается практикой. Каждый режущий инструмент в зависимости от качества стали, формы и толщины стамески, ножа и задачи его в резьбе затачивается по-своему.
Сколько человек вы обучаете в одной группе?
В группе занимающихся, на мой опыт, должно быть не более 12-15 человек. Расписание составляю по необходимости, чтобы было удобно для людей, которые работают днём или посменно. У меня занятия вечерние. Желательно, чтобы ученик был на 2-3 уроках в неделю, не меньше.
Какую работу вы сделали в последнее время?
Последняя моя работа - композиция "Ящерица и мотылёк". Это уже готовая работа, но я стараюсь показывать ученикам и промежуточные результаты, чтобы объяснить различные творческие решения и ходы.
Иногда на место глаз животных вставляю поделочные камни. В этой работе использован камень "тигровый глаз".
Школу резьбы я организовал в 1978 году во Дворце Культуры им. М. Горького, когда почувствовал что могу передавать свой опыт другим и хотел иметь возможность общаться с коллегами.. Не одна сотня учеников занималась за эти годы. Для многих резьба стала хобби, а некоторые сделали это своей специальностью, работой, профессией, имеют мастерские и подмастерьев, выполняют удивительные работы, создают авторские произведения. Многие мои ученики сами организовали курсы и студии по резьбе.
Много лет работал с детьми. Была 6 лет студия "Березка" в школе и каждое лето - в Анапе в детских лагерях. В резьбу контурную, геометрическую рекомендую принимать детей с 9-10 лет.
Если вспоминать моих учеников…
Сергей Плохих окончил Архитектурный институт, мастер стилевой резной мебели. Имеет свою мастерскую. Реставратор музейных экспонатов. Работал в Германии, Китае, США - в музеях реставрировал историческую мебель.
Виталий Гриншпун занимался 6 лет у меня и окончил училище по резьбе твердого дерева и кости. Имеет свою ювелирную мастерскую по золоту, серебру, слоновой кости. Живет в США.
Олег Райкис - автор оригинальных пластических образов, создатель уникальных шахмат, которые приобрели Каспаров, Карпов и другие известные люди. Имеет свою мастерскую и подмастерьев.
Анатолий Паншин - резчик с большой фантазией и трудолюбием. Участник многих фестивалей и конкурсов с 1980 года и по сей день.
Игорь Базыкин, Владимир Калмыков, Алексей Шумовецкий, Валерий Апульцин, Борис Сарнавский, Михаил Щербаченко, Екатерина Борисова, Борис Стадник и многие другие мои ученики до сей поры не расстаются с мастерством резьбы.
Своих учеников я часто встречаю на выставках, Конкурсах, "Днях резчика", на Ярмарках и Фестивалях, которые организую в Москве. Устраиваем в школе свои праздничные посиделки, конечно. Ученики прошлые и нынешние часто приходят ко мне домой в гости. У меня традиция - вновь поступивших в школу приглашаю в домашнюю мастерскую для теоретической встречи за чашкой чая. Где показываю свое рабочее место, инструмент, триста своих произведений, демонстрирую видеоматериалы о технике, о конкурсах, о мастерах, о своем творчестве.
С большим удовольствием побывал у вас в гостях вместе с другими учениками. Это тема отдельной большой статьи - "В гостях у Михаила Ильяева: теория для закрепления практики". Думаю, что многим нашим Интернет-читателям будет интересно совершить виртуальный визит в вашу домашнюю мастерскую-музей. Не возражаете?
Не возражаю.
Михаил, большое спасибо за беседу. Еще несколько слов и фотографий, как связаться с вами, найти вашу школу, а потом Заповедь вашей школы.
Телефон сотовый 8-916-234-8341.
Адрес школы: Москва, Большой Овчинниковский переулок, дом 24, строение 5, ст. М. "Новокузнецкая"
Как найти школу: выйти из метро Новокузнецкая направо, пройти в сторону центра по Пятницкой и свернуть направо в Большой Овчинниковский переулок.
Пройдите по Б. Овчинниковскому, увидите забор из металлической решетки, войдите во двор через калитку:
Двухэтажное здание в глубине двора - это и есть Московский Дом творчества. Еще для ориентира: на стене здания большая розовая надпись "НАДЕЙСЯ":
Заповедь школы Михаила Ильяева