Готовый интернет-магазин на платформе Insales

Каталог +7 (916) 349-7343 shop@stameskino.ru
С 9.00 до 21.00
Сравнение Личный кабинет Заказать звонок
shop@stameskino.ru
+7 (916) 349-7343
Заказать звонок
+7 (916) 349-7343
Заказать звонок
С 9.00 до 21.00
город Москва, Град Московский, ул. Радужная 16
Каталог
Каталог
РАСПРОДАЖА, АКЦИИ штихели, стамески, ножи книги борфрезы Кристалл резцы, оснастка, приспособления отделочные материалы СТАМЕСКИ, НОЖИ, ЧЕКЕРИНГ, ТОКАРНЫЕ РЕЗЦЫ, КИЯНКИ НАБОРЫ СТАМЕСОК ЛОЖКОРЕЗЫ НОЖИ РЕЗЧИЦКИЕ резцы ЧЕКЕРИНГ ТАИЛАНД кузнец КОРНЕЕВ ЯПОНИЯ ПЕТРОГРАД кузнец БАУЛИН кузнец БАМБУРИН мастер КОТОВ резцы по камню токарные резцы киянки резчицкие штихели БОРМАШИНЫ ПРОФИЛЬ и другие бормашины ПРОФИЛЬ бормашины других производителей, граверы, гибкие валы БОРФРЕЗЫ-ЁЖИКИ хвостовик 3.2 мм (1/8") хвостовик 6.35 мм (1/4") ЧАШКИ, ДИСКИ, БУБЛИКИ (Saburrtooth) ЧАШКИ, ДИСКИ, БУБЛИКИ (Rubberhog) ДИСКИ для УШМ Альфа-диски и скульптурно-отрезные диски Hilberg- диски БОРФРЕЗЫ ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ и АЛМАЗНЫЕ борфрезы хвостовик 6 мм борфрезы А.Шишина наборы борфрез борфрезы и отрезные диски алмазные борфрезы Кристалл БОРФРЕЗЫ и ОСНАСТКА ДЛЯ БОЛГАРОК (УШМ) ВЫЖИГАТЕЛИ, ТЕРМОШПАТЕЛИ ДЕРЕВО, ЗАГОТОВКИ дощечки, бруски ЛИПА бруски КАП, ЭКЗОТЫ ЗАТОЧКА ИНСТРУМЕНТОВ, ШЛИФОВАНИЕ, ПОЛИРОВАНИЕ станки заточные-правочные заточные приспособления круги заточные, шлифовальные, полировальные камни заточные абразивные пасты ШЛИФОВАНИЕ опорные тарелки гибкие абразивные лепестки ручное шлифование МАСТЕРСКАЯ рубанки хранение инструментов сверление измерительные инструменты МИНИ-СТАНКИ МАРКЕТРИ_ИНСТРУМЕНТЫ ОТДЕЛОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: воски, масла, лаки и пр. ПИЛЫ, НОЖОВКИ, ЛОБЗИКИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ И ОСНАСТКА РАШПИЛИ, РИФЕЛИ СКУЛЬПТУРНЫЕ СТАНКИ, ИНСТРУМЕНТЫ, ГИПСЫ ГИПСЫ учебные, интерьерные станки, инструменты ТИСКИ, СТРУБЦИНЫ ТОПОРЫ, ТЁСЛА, СТРУГИ ЭЛЕКТРОИНСТРУМЕНТЫ НОВИНКИ АРТ-САЛОН Скульптуры Гипсы интерьерные и учебные Миниатюры Предметы декоративно-прикладного искусства Украшения

Инструменты и материалы для резчиков по дереву, скульпторов, мастеровых 

Каталог +7 (916) 349-7343 shop@stameskino.ru
С 9.00 до 21.00
Сравнение Личный кабинет
shop@stameskino.ru
+7 (916) 349-7343
+7 (916) 349-7343
С 9.00 до 21.00
город Москва, Град Московский, ул. Радужная 16
Каталог
Главная Блог Школа резьбы Михаила Ильяева: интервью с Мастером

Михаил, в адрес редакции сайта приходит много писем с просьбой рассказать подробнее о вашей школе резьбы по дереву. Пишут люди разного возраста, социального положения, ребята и девушки, мужчины и женщины. Наиболее часто читатели задают такие вопросы: "какой требуется начальный уровень навыков резьбы?", "мне 46 лет, не поздно ли мне заниматься резьбой?", "учатся ли у вас девушки и женщины?"



В свой коллектив я принимаю детей от 10 лет и взрослых до 90 лет и старше, независимо от пола и уровня грамотности в резьбе. Некоторые начинают и в 70 лет. Я сам начал резать в 33 года, и вот уже 40 лет увлекаюсь этим замечательным творчеством. Начинать никогда не поздно! Главное - получать удовольствие от процесса и результата.

Как правило, половина учащихся - это девушки и женщины. Приходят и семейные пары, а в трех случаях состоялись свадьбы тех, кто встретился в моей школе.

Говорят, что резьба не женское занятие…

Абсолютно не согласен. К рукоделию женщины не менее способны. Если увлеклась, то старание в создании образа, тщательность обработки деталей, поверхности, усидчивости у женщины нередко больше, чем у мужчин.

Да, это правда, стоит лишь посмотреть на работы ваших учениц. Причем, даже твердые породы дерева, как я заметил, нисколько не помеха для нежных женских рук…

Давайте поговорим подробнее о методике обучения. В чем отличие вашей школы от других школ и курсов по резьбе?

Чтобы сказать об отличиях школы, надо хорошо знать другие методы обучения. В моей школе занятия индивидуальные, но все равны в общем творчестве. Я много внимания уделяю душевному расположению к тому что делаешь, предлагаю не делать что-нибудь и как-нибудь, а получать удовольствие от того, чем занимаешься. В коллективе стараюсь создать добрые, демократичные отношения, чтобы ученики в мастерской получали удовольствие от обучения и общения. Свое мнение на занятиях стараюсь не навязывать, а предлагаю варианты к обсуждению, аргументируя своим опытом.

С годами я выработал свою технику обработки древесины разных пород, нашел свои пластические решения. Многое мне подсказало творчество скульптора Степана Эрьзи. При обучении обращаю внимание учеников на красоту дерева, его текстуру и ее более удачное расположение в форме, образе. Обучаю обработке твердых пород. Работы в природном материале (сувели, коряги) предлагаю создавать так, чтобы творчество природы и автора слились в целое, чтобы появлялось впечатление, что образ, форму создала сама природа.



…Ко мне приходят люди с разным уровнем умения резать или "с нуля". Если человек начинает заниматься "с нуля", то после его знакомства с правилами техники безопасности, Заповедью моей школы, рабочим местом, породами дерева, необходимым инструментом, предлагаю осваивать сначала технику контурной резьбы, потом геометрической резьбы, кудринского орнамента. Итак, шаг за шагом, от простого к сложному, от простых рельефов к сложным горельефам и скульптурным работам. Люди, которые приходят в школу с определенными навыками резьбы, начинают с разных этапов обучения.

Свою программу обучения я очень подробно описал в книге Уроки резьбы по дереву. В ней приведено поэтапное освоение техники резьбы, умения видеть форму.

Самое начало, контурная резьба - это не просто вырезание картинок, а освоение навыков работы с инструментом, умение чувствовать направление волокон древесины, "характера" материала.

Контурная резьба



Геометрическая резьба, очень хорошо смотрится на многих изделиях. На "геометрии" отрабатываем технику работы ножом-косяком и также учимся определять направление слоя древесины. Перед вами работа Юлии Руденской.

Кудринская резьба, тоже хороша для покрытия поверхности изделий. Учимся резать универсальным ножом. Пример - работа Марины Налевовой.

Затем обучаю технике резьбы несложных объемных форм - ложек, вазочек и разнообразных рельефов.

 

"Смородина" Екатерины Борисовой, "Ящерица и орешник" Андрея Толмачёва. Думаю, неплохо выполненные работы.


  





"У родного порога"

Аркадий Цесарский



Следующий этап - анималистика, животный мир - черепахи, лягушки, летучие мыши, ящерицы, птицы и т.д.



Работа Екатерины Борисовой



Достойных работ в школе очень много.

Михаил, еще я заметил, что новички часто задают вам вопрос "сколько мне учиться, чтобы стать хорошим мастером"?

Время обучения до высокого мастерства - дело индивидуальное. В зависимости от способностей в этом роде деятельности и какую задачу поставили - уметь резать рельефы или создавать портреты, тело человека.

К сожалению, некоторые ученики бросают занятия, прежде чем поймут на практике свои возможности, не успев почувствовать, как прекрасно это увлечение, как удивительно такое творчество - создавать из простой брошенной доски, бревнышка, коряги собственными руками изделие, а возможно - произведение искусства.

Если ученик не умеет рисовать, может ли он достигнуть высокого мастерства в резьбе?

Бесспорно, резчику необходимо пытаться рисовать и очень желательно делать предварительные формы будущего изделия в пластилине, глине. Это значительно упростит понимание формы, образа, но к сожалению многие ленятся, сразу обращаясь к древесине. Я тоже не умею рисовать и ленюсь лепить. К сожалению, это заметно влияет на конечный результат.

Некоторые из тех, кто освоил декоративное решение анималистики переходят к образу человека. Маски лица, торсы, тело в композициях, бюсты, портреты. На последнем этапе рисовать и лепить крайне необходимо, кроме серьезного изучения анатомии человека. Но это для единиц, не всякому рисование под силу. Многие вырезают прекрасные орнаменты, формы и это немало! Лишь бы было мастерство резчика, убедительность формы и оригинальность, т.е. чувствовалась рука мастера и, возможно, автора.

К большой радости и открытию для меня, когда я попробовал лепить год назад, у меня стало получаться! И это при том, что рисовать я абсолютно не умею. Удивительно, но вырезать объемную декоративную форму мне оказалось проще, чем нарисовать изображение на бумаге…

Да, очень желательно создавать эскизы, наброски в пластилине, глине. Таким образом вырабатывается понимание объема, формы и композиции будущей работы. Создавать работу в дереве будет уже значительно проще.

Какой инструмент используется в школе?

Инструмент используем разный по форме и размерам, лишь бы сталь была качественная, хотя бы 9ХС. Не всякий инструмент, даже заграничный, хорош. Очень важно для начинающего иметь инструмент хорошего качества по форме и стали. В начале знакомства с техникой резьбы ученик не сразу овладевает техникой, а плохой инструмент приносит дополнительные огорчения и преждевременные выводы, что "нет способностей", "это не для меня".

Заточку инструмента провожу я сам, но и обучаю этой технике учеников. Это дается практикой. Каждый режущий инструмент в зависимости от качества стали, формы и толщины стамески, ножа и задачи его в резьбе затачивается по-своему.

Сколько человек вы обучаете в одной группе?

В группе занимающихся, на мой опыт, должно быть не более 12-15 человек. Расписание составляю по необходимости, чтобы было удобно для людей, которые работают днём или посменно. У меня занятия вечерние. Желательно, чтобы ученик был на 2-3 уроках в неделю, не меньше.



Какую работу вы сделали в последнее время?

Последняя моя работа - композиция "Ящерица и мотылёк". Это уже готовая работа, но я стараюсь показывать ученикам и промежуточные результаты, чтобы объяснить различные творческие решения и ходы.



Иногда на место глаз животных вставляю поделочные камни. В этой работе использован камень "тигровый глаз".

Михаил, расскажите немного об истории вашей школы, о ваших давних учениках.

Школу резьбы я организовал в 1978 году во Дворце Культуры им. М. Горького, когда почувствовал что могу передавать свой опыт другим и хотел иметь возможность общаться с коллегами.. Не одна сотня учеников занималась за эти годы. Для многих резьба стала хобби, а некоторые сделали это своей специальностью, работой, профессией, имеют мастерские и подмастерьев, выполняют удивительные работы, создают авторские произведения. Многие мои ученики сами организовали курсы и студии по резьбе.

Много лет работал с детьми. Была 6 лет студия "Березка" в школе и каждое лето - в Анапе в детских лагерях. В резьбу контурную, геометрическую рекомендую принимать детей с 9-10 лет.

Если вспоминать моих учеников…

Сергей Плохих окончил Архитектурный институт, мастер стилевой резной мебели. Имеет свою мастерскую. Реставратор музейных экспонатов. Работал в Германии, Китае, США - в музеях реставрировал историческую мебель.

Виталий Гриншпун занимался 6 лет у меня и окончил училище по резьбе твердого дерева и кости. Имеет свою ювелирную мастерскую по золоту, серебру, слоновой кости. Живет в США.

Олег Райкис - автор оригинальных пластических образов, создатель уникальных шахмат, которые приобрели Каспаров, Карпов и другие известные люди. Имеет свою мастерскую и подмастерьев.

Анатолий Паншин - резчик с большой фантазией и трудолюбием. Участник многих фестивалей и конкурсов с 1980 года и по сей день.

Игорь Базыкин, Владимир Калмыков, Алексей Шумовецкий, Валерий Апульцин, Борис Сарнавский, Михаил Щербаченко, Екатерина Борисова, Борис Стадник и многие другие мои ученики до сей поры не расстаются с мастерством резьбы.

Своих учеников я часто встречаю на выставках, Конкурсах, "Днях резчика", на Ярмарках и Фестивалях, которые организую в Москве. Устраиваем в школе свои праздничные посиделки, конечно. Ученики прошлые и нынешние часто приходят ко мне домой в гости. У меня традиция - вновь поступивших в школу приглашаю в домашнюю мастерскую для теоретической встречи за чашкой чая. Где показываю свое рабочее место, инструмент, триста своих произведений, демонстрирую видеоматериалы о технике, о конкурсах, о мастерах, о своем творчестве.

С большим удовольствием побывал у вас в гостях вместе с другими учениками. Это тема отдельной большой статьи - "В гостях у Михаила Ильяева: теория для закрепления практики". Думаю, что многим нашим Интернет-читателям будет интересно совершить виртуальный визит в вашу домашнюю мастерскую-музей. Не возражаете?

Не возражаю.

Михаил, большое спасибо за беседу. Еще несколько слов и фотографий, как связаться с вами, найти вашу школу, а потом Заповедь вашей школы.

Телефон сотовый 8-916-234-8341.

Адрес школы: Москва, Большой Овчинниковский переулок, дом 24, строение 5, ст. М. "Новокузнецкая"

Как найти школу: выйти из метро Новокузнецкая направо, пройти в сторону центра по Пятницкой и свернуть направо в Большой Овчинниковский переулок.

Пройдите по Б. Овчинниковскому, увидите забор из металлической решетки, войдите во двор через калитку:

Двухэтажное здание в глубине двора - это и есть Московский Дом творчества. Еще для ориентира: на стене здания большая розовая надпись "НАДЕЙСЯ":

Заповедь школы Михаила Ильяева

Уважаемый ДРУГ, ты вошел в мастерскую - это храм творчества и взаимопонимания. На время забудь о проблемах и заботах.
Настройся работать с желанием. Получай удовольствие от процесса и результата.
Будь доброжелательным, старайся наладить душевный контакт с учителем, коллегами и деревом.
Внимательно слушай преподавателя, не отвлекайся.
Старательно выполняй технику резьбы, создавая художественный образ.
Не спеши делать выводы о своих способностях. Ты не хуже других, а возможно и талантлив! Помоги развиться своим возможностям. Думай, что это занятие самое важное для тебя в данную минуту жизни. Так ты сможешь достичь более высоких результатов в творчестве.
Ты единственный на планете, а жизнь коротка и не стоит делать что-нибудь и как-нибудь. Постарайся оставить людям свой добрый след на земле.
Увлеченность и трудолюбие приведут к мастерству, удовольствию от результатов и возможности зарабатывать.
У тебя будет свое дело для души.
Верю, сможешь ты немало!


С уважением и надеждой
Михаил Ильяев
Оставить комментарий
Перед публикацией комментарии проходят модерацию