Готовый интернет-магазин на платформе Insales
Инструменты и материалы для резчиков по дереву, скульпторов, мастеровых
19.05.2008 г.
Дядю Мишу застал за работой в домашней мастерской.
— Этот березовый сувель долго лежал у меня на балконе, и вот наконец созрел образ. Хочу сделать лицо мужчины и рядом лицо ребенка, сыграть на контрасте. Очень помогает бормашина, дает свою специфику на твердом свилеватом дереве, мягкие переходы между деталями и формами. Стамесками и ножами такого эффекта добиться тяжелее...
...Вскипел чайник, дядя Миша накрыл журнальный столик — фрукты, печенье-сладости.
Михаил, Вы известный, публичный человек, и многим читателям нашего Интернет-журнала было бы интересно узнать, как Вы стали резчиком.
— До того, как увлекся резьбой, я работал в цирке акробатом, выступал на эстраде. Участвовал в опереттах "Принцесса цирка","Силва", "Марица" и других. Объехал с гастролями многие города нашей Родины и страны мира. Один год был чемпионом Москвы по акробатике.
...Пришел к резьбе совершенно неожиданно. Как-то, отдыхая в Пицунде, выскоблил из черноморской гальки столовым ножом амулетик. Друзьям понравилось, похвалили. Так и увлекся. Это был 1968 год, мне было 34 года.
Стал брать с собой в командировки камни, мрамор. В свободное время резал из них миниатюры. Но камни, все-таки, тяжелый материал для гастролей, решил попробовать дерево. Первые мои работы были из древесины грецкого ореха. Два барельефа вырезал скальпелем, вот они. Это копии с графики "Родина-мать" и скульптуры И.Мештровича "Индеец на коне".
Вырезал портреты знакомых, стал обращаться к объемной резьбе, статуэткам, копировал африканские фигурки. Так пошло, пошло, стало получаться, пришло вдохновение.
Все знают, что Вы пропагандист творчества Степана Эрьзи. Как Вы познакомились с этим великим художником?
— Однажды на гастролях в Бишкеке я увидел в киоске открытки со скульптурами Степана Эрьзи. Купил. Был сильно и приятно удивлен, что оказывается можно делать такие вещи из дерева. Запало в душу. Задал себе вопрос: "А я? А я смогу резать что-то свое в дереве?", появился здоровый азарт, новое вдохновение. Стал изучать его стиль, манеру, психологию образов.
Заинтересовала личность великого мастера. Тогда был 1969 год, Эрьзя уже ушел из жизни. Я разыскал людей, которые его лично знали - его родственников, учениц Елену Мроз, Юлию Кун, первого посла в Аргентине М.Г. Сергеева, который помог Эрьзе вернуться в Россию, и многих других. С их помощью удалось собрать богатый материал о творчестве великого мордовского скульптора, восстановить хронологию его творчества. Елена Мроз передала мне его стамески, а Юлия Кун - бормашину, которой он пользовался. По сей день я работаю его инструментами.
Михаил, учились ли Вы в художественном училище, ВУЗе? Как дальше развивался Ваш творческий путь?
— Резьбу, скульптуру осваивал самостоятельно, на практике. Никаких учебных заведений не заканчивал. К сожалению, рисовать не умею и не люблю. Видимо, годы практики и дали возможность видеть и чувствовать форму. Конечно, я изучаю произведения других художников, анатомию.
Более плотно стал резать после травмы позвоночника. На репитиции хотел выполнить двойное переднее сальто с места, которое никто до этого не делал и не делает сейчас, а получилось полтора... Приземлился на голову. Оправившись от травмы, стал работать физкультурником, организатором культмероприятий. Если резьбой увлекся в 1968 году, то уже в 1978 году организовал в Москве при Дворце культуры им. Горького студию резьбы по дереву. На занятия приезжали люди из разных концов Москвы. Сам не ожидал, что у меня будет получаться еще и педагогическая деятельность. Через 4 года моей студии присвоили звание "Народная". Начали выставляться.
В 1976 году прошла моя первая персональная выставка, посвященная 100 летию со дня рождения скульптора Эрьзи. К удивлению и радости, ее посетили те, кто знал Эрьзю - родственники, друзья, бывший посол в Аргентине.
Каждое лето, в течении 18 лет преподавал резьбу в детском пионерлагере Большого Театра, в Анапе.
Сейчас у меня действует Школа резьбы по дереву в Москве.
Каждый год организую несколько выставок и конкурсов. Последняя выставка прошла в бывшей Библиотеке им. Ленина и была посвящена 30-летию Школы резьбы, которой я руковожу.
Написал две методических книги по резьбе, книги о творчестве Степана Эрьзи, сборник афоризмов и анекдотов, издал три каталога резчиков России.
Очень важно, что Вы приглашаете учеников к себе гости. Здесь у Вас и мастерская, и музей и библиотека. Получается — теория для закрепления практики.
— Да, я регулярно приглашаю в домашнюю мастерскую вновь пришедших учеников, друзей, и тех, кто давно занимается у меня. Новичкам важно увидеть, что может их педагог, вдохновиться. Важно разжечь искру интереса в учениках.
— Показываю свою мастерскую, инструмент, материалы. Ученики знакомятся с моими работами, выполненными в разных жанрах, из разных пород дерева. За чашкой чая рассказываю о творчестве Степана Эрьзи.
Я сам не раз бывал у Вас в гостях и всегда нахожу для себя свежие идеи и подсказки. Здесь у Вас и миниатюры, и панно, и крупные скульптуры, и декоративные изделия. Спектр творчества широчайший.
— Многие ученики жалуются, что сложно найти материал для резьбы. А вот сосна. Самая обыкновенная сосна. Шикарный материал! Никто не обращает на нее внимания, а она везде, под ногами. Смотри, какая красота, ну разве можно пройти мимо и не показать людям. Бери и твори.
— Или вот — цепочка, вырезанная из цельного массива, без склейки. Казалось бы однообразная и скучная работа, но я хотел, во-первых, понять, как это делается, а во-вторых, испытать себя — смогу ли я выдержать такую скрупулезную работу.
— Своим ученикам я объясняю, что важно получать удовольствие и от процесса, и от результата, постараться найти общий язык с деревом. Когда режешь, в каждый момент думай что эта секунда — самая главная в твоей жизни. Не спеши, получай от резьбы удовольствие.
Например, уроки геометрической резьбы многим кажутся скучными, но за этими треугольничками, возможно, как раз и стоит проверка — сможешь ли ты полюбить сам процесс.
Какое направление резьбы Вас больше всего привлекает?
— Скульптурный портрет. Мне интересно вырезать образы известных людей, которые оставили след в истории. Делал потреты Петра Первого, Гоголя, Льва Толстого, Вернадского, Индиры Ганди, Анджелы Дэвис, конечно же Степана Эрьзи. Эти работы находятся сейчас в музеях Москвы, Геленджика, Саранска, Буэнос Айреса. Сделал портреты сыночка, себя любимого, мамы, знакомых...
— Почему тяга к портрету? Мне интересно понять и отобразить в дереве состояние души человека, его характер. Можно вырезать эффектный портрет Гагарина, но со статичным и безжизненным лицом. Прежде чем приступать к работе, нужно немножко влюбиться в человека, понять какой он, даже если ни разу не видел его вживую. Это серьезная работа, высшая категория сложности. Когда работаешь над портретом, никакой иной резьбой параллельно заниматься невозможно, образ занимает тебя всего, целиком, все твои мысли и чувства.
Какой был Ваш первый портрет?
— Первым я вырезал портрет армянского художника Бабаяна. Когда я его увидел, ему было 90 лет. Этот человек меня сразу заинтересовал. Очень выразительное лицо, сильный характер. Портрет вырезал из дуба.
— Курьезный случай произошел с портретом Анджелы Дэвис. Вот статья из газеты тех времен. В моих руках был скульптурный портрет Анджелы Дэвис - подарок Анджеле (обрати внимание на ее взгляд), но комсомольские деятели распорядились портрет со снимка убрать, мол, нехорошо смотрится деревянная и живая голова рядом. А после торжественного вручения, Анджела одарила меня жарким и незабываемым африканским поцелуем.
Михаил, можно сфотографировать и опубликовать Ваши "руководства к жизни"?
— Пожалуйста.
— Не пытайтесь морить скульптуры из березового сувеля слабой морилкой. Дело в том, что сувель имеет очень свилеватую структуру и на рельеф будут выходить то торцевые срезы, то тангентальные. На разных срезах степень впитывания морилки разная. На торцевых срезах морилка впитается сильнее, на тангентальных слабее. Для таких работ нужна густая темная морилка, тогда на поверхности не останется досадных пятен.PS. Сегодня заглянул по делам в Школу резьбы Михаила Ильяева. Мастер показывал ученикам последнюю свою работу "Мой отец" и объяснял тонкости отделки: